Новые технологии и тренды: куда движется IT-отрасль?
На сегодняшний день одной из важнейших областей экономики является сфера информационных технологий и инвестиций в их разработку. При этом IT-отрасль еще и одна из самых мобильных и постоянно развивающихся, в ней ежегодно появляются новые технологии и тенденции. Поэтому специалистам, работающим в этой сфере, важно держать руку на пульсе событий, перемен и достижений. Рассмотрим с основателем и владельцем компании по разработке крупных IT-решений «Неотех» Феликсом Хачатряном, как складывается ситуация IT-отрасли.
Массовое применение AI. Опасения и ожидания
Массовое внедрение AI и его возрастающее влияние на все сферы экономики и в целом на рынок труда вполне можно назвать технологической революцией. В свое время такими явлениями стали изобретения электричества и интернета, но в отличие от них AI способен сам создавать новые знания и навыки, учиться и учить. При этом развитие технологий в этой области идет с невиданной скоростью. И то, что в данный момент кажется прорывом и темой для очередного стартапа, рискует устареть уже через 3-4 месяца.
Со все более широким распространением AI прозвучали опасения, что со временем искусственный интеллект отнимет у многих рабочие места, но по данным исследования Microsoft люди хотят, чтобы ИИ облегчил их труд. Три из четырех человек сказали, что им было бы удобно использовать AI для административных задач (76%). Большинство также считают, что хотели бы использовать его для аналитической (79%) и даже творческой работы (73%). Люди также охотно используют AI, чтобы найти нужную информацию и ответы (86%), сделать заметки своих встреч (80%) и спланировать свой день (77%).
Борьба за внимание
Каждый день мы перегружены валом информации и не всегда продуктивных коммуникаций. Поток данных, писем, встреч и уведомлений превышает возможности человека по их обработке. По данным того же исследования, практически двое из трех человек (64%) говорят, что им не хватает времени и сил на выполнение своей работы, и эти люди в 3,5 раза чаще испытывают трудности с инновациями и стратегическим мышлением. Несмотря на существующее убеждение, что люди могут эффективно работать в режиме многозадачности, на самом деле эта способность сильно ограничена физическими возможностями организма.
К тому же рабочими коммуникациями не ограничиваются проблемы с дефицитом нашего внимания. За него конкурируют стриминговые сервисы, игры, бесконечное разнообразие контента в соцсетях и многое другое. Психолог и экономист Герберт А. Саймон писал, что ”внимание — «узкое место» в человеческом сознании”. Он также отметил, что «огромное количество информации истощает внимание». При существующем количестве брендов, борющихся за интерес людей, внимание само стало ценным товаром. Прекрасный пример экономики внимания — YouTube. Он позволяет пользователям загружать контент со всего мира, а затем с помощью алгоритмов отбирает наиболее релевантный контент для своих пользователей. И тот контент, который попадает в рейтинг, получает долю доходов от рекламы.
Одной из важнейших тенденций, которую мы сегодня наблюдаем, является повышение внимания к конфиденциальности пользователей, что влечет серьезные последствия для экономики внимания. Нам предстоит увидеть, как будет меняться интернет, когда Google, а за ним и другие поисковые системы, в том числе и в России, откажутся от сторонних cookies, и рекламодателям придется адаптироваться к новой реальности. С одной стороны, это может привести к переосмыслению и появлению новых форматов контекстной и таргетированной рекламы. С другой, создателям контента придется больше сосредоточиться на вовлечении и удержании внимания пользователя за счет персонализированного опыта и новых интерактивных форматов. Кто успеет раньше внедрить инновации в процесс создания своего контента, тот и захватит внимание аудитории.
E-com как драйвер сопутствующих отраслей
Несмотря на все трудности 2022 года и уход зарубежных брендов, рынок e-com демонстрирует уверенное развитие. Как очень технологичная отрасль, она требует постоянной оптимизации и новых решений не только в пользовательском опыте, но и в логистике, финансах и рекламе.
Рассмотрим один из трендов — «встроенные финансы», который активно развивается благодаря e-com. Это направление было на пике ещё в прошлом году и продолжает расти. Концепция «встроенных финансов» подразумевает интеграцию финансовых услуг в нефинансовые продукты, например, покупка товара в рассрочку прямо на сайте продавца. Это настоящий win-win: для потребителей это лучший пользовательский опыт, а для продавца — рост объема продаж и средних чеков. По текущим оценкам, в 2027 году выручка от встроенных финансовых услуг превысит 183 млрд. долл. по сравнению с чуть менее чем 65 млрд. долл. в 2022 году.
Как тренды и текущая ситуация будут влиять на бизнес
Технологический суверенитет
До недавних пор было крайне сложно привлечь инвестиции под технологические идеи, не нацеленные на завоевание глобального рынка. Сейчас жизнеспособность российской экономики выходит на передний план перед глобальными конкурентными преимуществами проекта. В существующих условиях ограничений появился целый пласт индустрий, в которые готово инвестировать государство. С одной стороны, это создает для локального бизнеса новые возможности для развития. С другой, есть и негативный аспект — уход привычных продуктов и технологий сокращает предложение, а внедрение новых продуктов требует затрат, что в первую очередь бьет по потребителю.
Прагматизм
В условиях санкций российским компаниям приходится еще быстрее адаптироваться к меняющимся условиям. Они больше не могут позволить себе вкладывать деньги в долгосрочные инициативы и эксперименты без четко обозначенных целей, как делали раньше, и вынуждены быть более прагматичными. Теперь внимание компаний смещается с самих технологий на практические задачи бизнеса и на улучшение его показателей.
Еще недавно в цифровизацию инвестировали преимущественно представители крупного бизнеса, но в результате возникшего из-за пандемии локдауна цифровая повестка все шире распространяется среди малого и среднего бизнеса. При этом повышается уровень цифровой грамотности как среди руководства компаний этого сегмента, так и среди потребителей. Растет осознание того, что чем теснее встроена в цифровую экономику и экосистему бизнес-модель, тем больше ее гибкость и адаптивные возможности. К тому же, благодаря сочетанию AI и low-code инструментов у малого и среднего бизнеса появляется больше возможностей применять цифровые технологии.
Решение проблемы дефицита кадров
В сфере IT у нас и раньше была серьезная проблема нехватки квалифицированных кадров, а теперь разрыв между потребностью рынка труда и предложением многократно увеличился. В этой ситуации обучение новых IT-специалистов путем переквалификации получило преимущество перед классической моделью подготовки. Следует ожидать, что в ближайшем будущем в переквалификацию кадров будет инвестировать не только государство, но и бизнес различных отраслей.
Стоит отметить, что ситуация на российском рынке труда в IT-сфере кардинально отличается от общемировой, где бум инвестиций в эту сферу привел сначала к завышению потребности в специалистах, а в настоящее время к массовым увольнениям в крупнейших IT-компаниях.
Как мы видим, сегодня в IT-сфере в нашей стране и во всем мире происходит множество событий. Она стремительно развивается, сталкивается с новыми вызовами и оперативно находит современные решения.