Юрий Гагарин: Последний полёт
Юрий Алексеевич Гагарин является одним из самых известных людей Новейшей истории. Он известен, как первый человек, совершивший космический полет 12 апреля 1961 года. Именно благодаря ему СССР начал ассоциироваться со званием «пионера космоса». Однако, до этого исторического полета и после него он работал летчиком-испытателем. Трагическая гибель Гагарина случилась во время одного из таких полетов. Он стал последним для него и его напарника, инструктора Владимира Серегина.
Катастрофа самолета МИГ-15 под управлением Юрия Гагарина и инструктора Серегина произошла 27 марта 1968 года. В 10:18 утра экипаж, получив задание отработать пилотажные приемы, взлетел с аэродрома Чкаловский. Через 12 минут Гагарин уже докладывал диспетчеру о выполнении полетного задания и возвращении на аэродром базирования. Он был последним, кто слышал его голос. По истечении некоторого времени, когда МИГ так и не прилетел, наземные службы забили тревогу и начали поиски, постепенно расширяя их зону.
Во второй половине дня с одного из вертолетов были замечены детали самолета рядом с деревней Новоселово в 65 километрах от места взлета. Это был МИГ-15 Юрия Гагарина. Он упал на землю с такой силой, что его фрагменты находили на расстоянии 200 метров от места падения. Части тел летчиков были обнаружены только на следующий день. Затем началось длительное расследование. Его ход и тем более результаты были строго засекречены. Только сейчас, спустя 55 лет, появилась возможность получения доступа к материалам этого дела.
Следствие установило, что самолет не упал на землю, а врезался в нее на скорости не менее 700 км/час под углом в 50 градусов. Это произошло в 10:31, через 70 секунд после последнего радио сеанса с диспетчером. Экспертизы дают основания полагать, что самолет был в полностью исправном состоянии, а в крови пилота и инструктора не было алкоголя и посторонних веществ. Это сделало трагедию загадкой, породившей массу различных версий, в том числе и конспирологических.
Основной версией гибели Гагарина и Серегина, по мнению следователей, стал резкий маневр. Допускается, что пилот мог предпринять его, чтобы избежать столкновения с метеозондом или другим объектом. Другая версия рассматривает ситуацию, когда в непосредственной близости пролетал другой самолет! Скорее всего, это был СУ-15, который также проходил испытания в этом районе. Самолет Гагарина попал в вихревой след от него и потерял управление, находясь при этом в облаке.
Не имея возможности оценить высоту, экипаж решился на рискованный маневр по выходу из «плоского штопора», но высоты не хватило, чтобы завершить его успешно. Ни Гагарин, ни Серегин не катапультировались, хотя такая возможность была. Вероятно, они потеряли несколько бесценных секунд, до последнего пытаясь спасти машину.