Военные технологииПопулярные технологииСтраницы истории

Сложная судьба и финал самой большой в мире АПЛ «Акула» из СССР

Две супердержавы, Соединенные Штаты и Россия (ранее СССР), в буквальном смысле обречены на соперничество. Временами отношения обостряются настолько, что мир оказывается в шаге от ядерной войны. Нечто подобное мы можем наблюдать в наши дни. Когда напряжение снижается, идет активная гонка вооружений, каждая страна стремится обеспечить свою армию лучшими вооружениями, чтобы получить больше преимуществ, если начнется военный конфликт. Факт наличия передовых вооружений рассматривается и как сдерживающий фактор – никто не будет воевать со страной, имеющей лучшее оружие.

Сложная судьба и финал самой большой в мире АПЛ «Акула» из СССР
АПЛ «Акула»

«Подводная гонка вооружений» началась в 50-е годы прошлого столетия с создания США первой в мире атомной субмарины «Наутилус». Она обладала массой недостатков, а использовать ее в реальном бою было невозможно. Тем не менее в СССР решили соответствовать тренду и тут же включились в гонку, ответом в которой стал спуск на воду АПЛ К-3 «Ленинский комсомол». Эта субмарина превосходила американские по всем пунктам, что вызвало соответствующую реакцию у американской военщины. Американские АПЛ на протяжении десятилетий были более тихими, но ситуация кардинально изменилась с появлением «Шука-Б».

Сложная судьба и финал самой большой в мире АПЛ «Акула» из СССР
«Шука-Б»

Российские конструкторы создали целое семейство атомных субмарин, где были реализованы нужные качества. Начало 70-х было отмечено «потеплением» в отношениях сверхдержав, но гонка ни на минуту не останавливалась. В 1976 году Америка начала работу по созданию АПЛ «Огайо». Советские конструкторы приняли вызов и взялись за проектирование гигантской АПЛ «Акула». Первые подлодки этих серий были спущены на воду примерно в одно время, но российская получилась более удачной. «Акула» получила рекордное подводное водоизмещение 48 000 тонн, дину 173 метра и ширину 23 метра. Новый советский крейсер мог двигаться со скоростью до 44 км/час под водой и до 22 км/час в надводном положении.

Сложная судьба и финал самой большой в мире АПЛ «Акула» из СССР

Конструкция «Акулы» во многом уникальная. Фактически, это катамаран, заключенный в цельный корпус. Это было сделано из-за стремления разместить достаточное количество МБР (межконтинентальных баллистических ракет) на ее борту. В результате лодка получилась настолько просторной, что в ней нашлось место бассейну, тренажерному залу и сауне. За счет двух реакторов мощностью 190 МВТ лодка получала необходимую для движения, питания систем и жизнедеятельности экипажа энергию. Также в качестве резерва были предусмотрены два мощных тяговых электродвигателя. В этой субмарине были применены смелые подходы, корпус был настолько прочным, что допускал всплытие из-подо льда толщиной 2,5 метра.

Сложная судьба и финал самой большой в мире АПЛ «Акула» из СССР

Лодка располагала крайне мощным вооружением. Основой его стали 20 ракет Р-39 «Вариант», способные нести суммарно 200 боеголовок. Их мощность позволяла только при помощи одной АПЛ превратить в радиоактивную пустыню половину территории США. Также в арсенале «Акулы» 22 были торпеды УСЭТ-80. Предусмотрены и средства ПВО – комплекты ПЗРК «Игла-1» в количестве 8 штук. Лодка стала не только самой большой (занесена в книгу рекордов Гиннесса), но и самой мощной! Но вот финал ее оказался далеко не таким, как ожидали многие. В 90-е годы, когда отношения снова «оттаяли», три «Акулы» из 6 утилизировали на деньги США. Оставшиеся три АПЛ были выведены в резерв с последующей утилизацией в начале 2000-х.

Вопрос о модернизации этих субмарин был отвергнут по экономическим соображениям.

Следите за нашими статьями в Telegam, Дзен, VK и OK

По материалам
gunsfriend.ru

Александр Арефьев

Меня привлекают новые открытия, изобретения и инновации в самых разных областях. Я внимательно слежу за актуальными исследованиями, экспериментами и проектами, способными изменить мир. Я анализирую, сравниваю и оцениваю разные источники информации, а затем делюсь своими мыслями и выводами с читателями.

Добавить комментарий


Читайте так же:

Back to top button