Если не всё, то подавляющее большинство российских граждан, хоть раз, да и получали почтовые отправления в своих отделениях связи. Процедура выдачи стандартна – пользователь показывает оператору извещение и заполняет его, внося в установленные поля информацию о данных паспорта, месте регистрации и фактического проживания.
До недавних пор это ни у кого не вызывало больших вопросов, но в последнее время клиенты «Почты России» все чаще стали жаловаться на службу, утверждая, что такой сбор данных является незаконным. Особенный резонанс данный факт получил после нескольких жалоб пользователей в Роскомнадзор на действия операторов в отделениях, которые на отрез отказывались осуществлять выдачу отправлений, если клиенты не вписывали в извещение данные о себе.
В результате прошло несколько судебных процессов в разных регионах страны. При этом все суды приняли сторону Роскомнадзора и вынесли решения, которые красноречиво доказывают неправомерность действий сотрудников почтовой службы. Тем не менее, полученные уроки не стали основанием для изменений подходов к обслуживанию клиентов – на местах все так же операторы продолжают требовать от получателей посылок предоставления полного комплекта личных данных.
Что говорит закон?
В ходе разбирательств было установлено, что «Почта России» должна руководствоваться в своей деятельности правилами, которые утверждаются профильным министерством – Минкомсвязи. Обратившись к тексту правил, можно найти указания о порядке выдачи отправлений разных типов.
Так, простые отправления допускается класть непосредственно в почтовый ящик. В то же время, другие типы отправлений (простые почтовые отправления до востребования, регистрируемые отправления и выплата почтовых переводов) должны производиться после предъявления документов, удостоверяющих личность.
О том, что нужно заполнить форму личными данными нигде и упоминания нет.