Ваш беспилотный грузовик мою машину поцарапал! Кто виноват в аварии с роботами?
Уже в 2024 году отрезок трассы М-11 будет открыт для движения беспилотных фур, чья скорость будет ограничена 75 км/ч. Но кто будет отвечать, если робот спровоцирует аварийную ситуацию?
Транспортный коридор М-11 свяжет Европу с Китаем, а принимать беспилотники в экспериментальном режиме начнет в 2024 году. Запуск глобальной системы автономного грузового транспорта запланирован на 2030 год.
Как рассказали создатели проекта системы из Национальной технологической инициативы «Автонет», в случае ДТП по вине робота нести ответственность могут две стороны: операторы автоматической фуры или разработчики системы движения.
Чем поможет коридор для беспилотников
Первый плюс — экономия. Роботам не нужно платить зарплату, они движутся плавнее и меньше изнашивают шины и прочие комплектующие. Благодаря большим расстояниям между Европой и Азией экономический эффект будет быстрым и позволит:
- повысить значение РФ в грузоперевозках между ЕС и КНР;
- создать альтернативное решение ж/д-перевозкам;
- до половины сократить время доставки;
- до трети снизить себестоимость доставки.
Что касается времени, то здесь все очевидно: грузовики из Европы в Китай едут очень долго, а беспилотнику не нужно останавливаться раз в 4 часа на отдых, ему не нужно спать. Конечно, его нужно время от времени заряжать и обслуживать, но этим будут заниматься специальные сервисы. Общая экономия от использования таких ТС составит примерно 20%.
Нельзя забывать и об общем значении развития данной сферы для России. Внедрение и разработка новых технологий окажут положительный эффект на общую логистическую инфраструктуру и будут способствовать росту высокотехнологичных решений в целом.
Как будет устроена новая дорога
При движении по М-11 беспилотный грузовой транспорт будет иметь приоритет. Ширину проезжей части увеличивать не будут. На первом этапе по отрезку, рассчитанному для движения автономных автомобилей, будут курсировать до трехсот машин, а участки будут условно разделены по 700…800 километров.
А если авария
Разработчики из «Автонет» считают, что законодательная база должна заработать к 2024 году и к этому же моменту должны быть готовы все нормы, регламентирующие движение роботов. Упрощает ситуацию то, что прямая трасса — это не город. Отрегулировать движение беспилотного грузовика, которые едет прямо, намного проще, чем «научить», например, беспилотное такси безаварийно ездить по Москве.
Конечно, несколько изменится часть норм, которые касаются страховки, но в остальном глобальных изменений в законе не будет. Случаев с беспилотниками на М-11 всего три:
- за безопасность отвечает разработчик;
- за движение транспорта — компания, которой он принадлежит;
- за состояние дороги — компания, ответственная за качество дорожного покрытия.
Если виновата третья сторона — транспортное средство с водителем, — то ответственность на ней.