Космос и авиация

Крест Эйнштейна и карусель галактик: новое слово в космологии

Учёные из Национальной лаборатории Лоуренса в Беркли совершили поистине космическое открытие, обнаружив самую мощную гравитационную линзу из когда-либо найденных. Это редчайшее явление, когда несколько галактик и их скоплений выстроились в одну линию на невероятном расстоянии в 12 миллиардов световых лет от Земли. Исследователи сравнили это с поиском семи иголок, выстроенных в ряд в гигантском стоге сена. Это открытие вселяет надежду на решение ключевых вопросов космологии, которые до сих пор остаются загадкой для науки.

Крест Эйнштейна и карусель галактик: новое слово в космологии

Однако, вопреки возможным ожиданиям, это открытие не было случайным. Исследователи целенаправленно создали специальную компьютерную модель, которая позволила выявлять такие уникальные гравитационные линзы. В модель были загружены данные о предыдущих наблюдениях звёздного неба, а затем проводился ручной отбор самых интересных кандидатов. Поиском «иголок в стоге сена» занимался суперкомпьютер, и он сделал это с высочайшей точностью.

Теперь эта модель позволит учёным анализировать полученные данные с помощью этого «вселенского телескопа», ведь наблюдения через гравитационные линзы — дело сложное. Они создают множественные изображения одной и той же галактики, которая может появляться в виде двух, трёх и даже большего количества копий. Причём, найденная «суперлинза» искажает пространство-время целых шесть раз!

Фотография «карусельной линзы» (или как её ещё назвали учёные — «carousel lens»), сделанная при помощи телескопа Хаббла, представляет собой удивительное зрелище. Центральная линза, образованная ближайшим к нам скоплением галактик, находится на расстоянии 5 миллиардов световых лет. За ней, выстроившись в линию, расположены семь галактик, которые находятся в пяти различных группах, на глубине до 12 миллиардов световых лет.

Крест Эйнштейна и карусель галактик: новое слово в космологии

Благодаря эффекту искажения пространства-времени, каждая из этих галактик имеет несколько «клонов», которые размазаны по концентрическим окружностям на изображении. Таким образом, линза превращается в настоящий «гравитационный объектив».

Но на этом совпадения не заканчиваются. Если присмотреться к галактике под номером 4, то можно заметить четыре её копии, которые почти идеально расположены в форме креста вокруг центрального скопления. Это явление известно как Крест Эйнштейна. Такое расположение указывает на присутствие невидимой тёмной материи.

«Это открытие по-настоящему беспрецедентно, и созданная нами модель открывает огромные перспективы для изучения космоса, включая свойства тёмной материи и тёмной энергии», — уверены исследователи.

В этой статье мы уже рассказывали о телескопе Хаббл. А в этом материале мы рассматривали вопросы о том, есть ли у Вселенной центр и как далеко от него находится Земля.

Следите за нашими статьями в Telegam, Дзен, VK и OK

William Sheu/UCLAeurekalert.org

Артур Акопян

В своих текстах я стремлюсь к тому, чтобы они были понятными, интересными и увлекательными. Для этого я использую простые слова, наглядные примеры и визуальные материалы. Моя цель — не только донести информацию до читателя, но и вдохновить, мотивировать и дать новые знания.