Технология российских ученых даст возможность строить тихие и экологичные самолеты
Современные самолеты в сильно упрощенном виде можно представить в качестве транспортных средств, издающих громкий звук, трясущихся во время полета и наносящих колоссальный вред природе. В будущем таким летательным аппаратам не будет места. Их должны вытеснить другие. Они будут более комфортными, тихими, в них не будет трясти на «воздушных ямах» и, самое главное, они станут безопасными в плане экологии. Разработка таких самолетов является сложным, но приоритетным делом.
Работы в этом направлении ведутся в развитых странах. Россия оказалась в числе тех, кто сумел достичь определенных успехов. В РФ это направление изысканий было занято МАИ. Этот научный центр располагает необходимыми компетенциями и ресурсами. Его специалисты пришли к выводу, что создание пассажирских самолетов с салонами вместимостью более 70 мест, с упомянутыми выше характеристиками, невозможно без применения гибридных силовых установок, альтернативных видов топлива и сверхпроводников в конструкции.
Успех российских ученых очевиден. Им удалось собрать маломасштабный демонстратор уникальной сверхпроводниковой системы. Он не имеет аналогов не только в России, но и во всем мире. Недавно разработка прошла испытания, результаты которых были признаны обнадеживающими и доказали наглядно состоятельность реализованных идей и подходов. Всего в проекте было занято порядка 150 человек, имеющих различные квалификации и работающие на разных направлениях. Разработка охватила не только докторов наук и кандидатов, но и аспирантов и интересующихся новациями студентов. Кроме того, к участию в проекте были привлечены сотрудники Института теплофизики СО РАН.
У российской технологии на данный момент есть только один условный конкурент, разрабатывающий нечто подобное. Это компания Airbus, но ее система только будет выведена на испытания в 2023 году, а российские ученые уже обрабатывают их результаты. Разработанная система состоит из пяти совершенно уникальных устройств. В них используются криогенные методики охлаждения и сверхпроводники. Полученные экспериментальные данные помогут поработать над проблемой надежности и эффективности. В сверхпроводящем оборудовании важны любые мелочи, которые нужно просчитать сейчас. Это позволит исключить внештатные ситуации в будущем, когда начнется серийный выпуск таких систем.
Следующим шагом исследователей должно стать объектное проектирование. Главными заказчиками должны стать крупные НИИ, работающие на гражданскую авиацию. Затем, создаваемые системы должны быть поставлены в опытную эксплуатацию. Задача представляется сложной, и разработчики не строят иллюзий. Но они уверены, что справятся с ней. В первую очередь, необходимо выявить существующие законы взаимного влияния устройств. Второй важной задачей должен стать вопрос мониторинга состояния сверхпроводниковых систем.