Кэшбек в РФ. Выгодно, или не очень?
Не так давно в обиход россиян вошло такое слово, как «кэшбэк». За небольшой промежуток времени многие успели уяснить, что это выгодно, ведь от тебя ничего особо и не нужно, чтобы получить часть своих трат назад. Популярность кэшбэка объяснятся и довольно агрессивной рекламой, воспевающей все выгоды пользования программами лояльности. В основном такой вариант экономии предлагают банки, когда человек решает обзавестись карточкой для расчетов. Однако, за кажущейся простотой и выгодой кроются подводные камни, которые нужно знать, чтобы программы лояльности были, действительно, выгодными.
Центральный банк РФ обратил внимание на обилие таких программ и усомнился в их истинной выгоде для клиентов. Силами Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) было проведено исследование условий кэшбек-программ от 10 наиболее крупных банков. Оказалось, что не все игроки соблюдают правила – многие программы лояльности работают не так, как это доносится до потребителей, а в некоторых случаях можно усмотреть прямой обман и введение в заблуждение. ЦБ планирует выработать комплекс мер, которые позволят контролировать данное направление.
Среди российских финансовых организаций наиболее активно продвигают свои программы лояльности такие, как Сбербанк и ВТБ, Росбанк и Газпромбанк, Россельхозбанк и Совкомбанк, банк «Открытие» и Юникредит Банк, МКБ и Альфа-Банк. Эксперты нашли в них несколько практик, которые квалифицировали, как недобросовестные. Например, как минимум, два банка (Газпромбанк и Росбанк) указывают на максимальную сумму кэшбэка в 7.5 и 10 тысяч рублей. На практике же максимально можно получить лишь в два раза меньше. В результате фактический процент кэшбэка является меньше, чем заявленный.
Вторым моментом, на который обратили внимание эксперты, стало то, что банки прописывают в условиях, что могут отказать в начислении кэшбэка. При этом условия, при которых это возможно, либо размыты, либо не указаны, вообще. Это полностью развязывает им руки и позволяет творить произвол. Кроме того, имеют место заведомо невыполнимые условия его начисления. Так же эксперты указали, что часть программ разработанных так, что человек может не только не выиграть, но и оказаться в «минусе».
Банки привлекают к своим программам партнеров, у которых можно потратить накопленные рубли (баллы). Это может быть выкуп сертификата, различные товары и услуги, например, доставка цветов https://lilinuage.ru/. Однако, воспользоваться ими довольно сложно — поставщик может быть всего один, а количество товаров (услуг), доступных за кэшбэк, ограничено.