Облачные технологии для бизнеса
Все, кто хоть немного интересуется информационными технологиями, вероятно, заметили, как в 2010-2011 гг (особенно в интернете) всем на головы падала куча информации про облака. Что это, и с чем их едят. Про облака писали все, кому было что сказать, а еще те, кто просто хотел «выехать» на интересной теме. Сейчас информации несколько уменьшилось — общие «аплодисменты» уже стихли, а настоящие, информативные и реальные материалы еще не появились. Попробуем это исправить.
Что же такое облако и облачные технологии для бизнеса?
Эти технологии назвали «облачными», поскольку все тяжелые, неприятные, скучные технические моменты (оборудование, его настройки, администрирования, подъем, реагирования и т.д.) остаются для клиента «за облаком». Клиент только пользуется теми ресурсами, что ему нужны, и избавлен от необходимости думать о том, что «за облаком». А еще облачными их называют потому, что ресурсы клиента «рассеяны» по разным местам, но все равно составляют единую вычислительную структуру — как облака, состоящие из «рассеянных» капелек воды или льда.
А вообще, официально, облачные сервисы, облачная инфраструктура — это спроектированное и предоставленное в коммерческое пользование, виртуальная программная среда (серверы, компьютеры, сервисы), развернутое в облаке на базе вычислительных мощностей, расположенных в дата-центрах провайдера облачных сервисов.
Зачем пользоваться облаками?
Можно выделить два основных момента, которые интересуют каждого бизнесмена: безопасность и экономия.
1. Безопасность. Сейчас бизнес должен не только брать на себя экономические «удары», но и «удары» в спину от тех, кто, в принципе, должен быть, как раз, на стороне бизнеса. Наверное, всем известно о неприятностях разных «больших» сайтов. А сколько компаний страдает не так громко? Не так уж важно, что там произошло, как то, что в таких случаях парализована вся деятельность. Изымают серверы (даже с дата-центров), останавливаются сайты, магазины, работа. Бизнес теряет деньги. И даже, когда серверы через некоторое время возвращают — время и деньги уже потеряны. Для любого современного бизнеса очень важна непрерывность. Непрерывность обслуживания клиентов, движения средств и документов, отчетности и связи.
Облачные технологии в этом смысле обеспечивают такие «плюсы»:
- Информация не сохраняется на конкретных компьютерах или серверах в офисе компании (лучше, когда данные помещаются на серверах за границей), облако нельзя изъять, в отличии от физического сервера, данные всегда доступны и готовы к работе;
- Физическое оборудование, как всем известно, имеет шансы периодически выходить из строя — и это может привести к приостановке работы одного пользователя и даже всего офиса. Облачные поставщики, особенно те которые используют системы IBM PureFlex System, все эти неприятности берут на себя и решают их в рекордно короткие сроки (правильная архитектура облака предусматривает построение кластерных конструкций, когда в основном выход из строя одной из единиц оборудования в облаке не влияет на работоспособность системы в целом; поставщик прогнозирует такие явления и подписывает с клиентом соглашение о предоставлении услуг (SLA), в котором указывается общее количество профилактических технических работ на год и время реагирования на запросы).
Интересный факт: компания «Google» как-то провела исследование по «выживанию» обычных жестких дисков. В результате исследования, носители были разделены на две основные группы: диски, которые «погибали» уже в первый год службы, и такие, что жили долго и только с 5-6-го года понемногу начинали «сыпаться». Не было названо производителей ни первых, ни вторых дисков, поэтому шансы компании получить именно «долгоживущие» носители можно расценивать 50 х 50%. А спасти информацию с погибшего диска иногда бывает очень сложно, тем более, важнейшую ее часть.
2. Экономия затрат. В общем, если подсчитать, сколько всего оборудования и программного обеспечения нужно, чтобы «вооружить» небольшой офис, и добавить к этому еще размещение серверов, необходимое кондиционирование, постоянное обслуживание и ремонт всего этого, расходы на электроэнергию, а еще вспомнить, что оборудование «стареет », и его надо уже через год после покупки модернизировать — голова идет кругом.
Сплошные статьи расходов.
Облачные технологии, которые предлагают клиентам платить только за используемые ресурсы, арендовать лицензии, пользоваться «тонкими клиентами», заменяют все эти расходы небольшой ежемесячной платой. Причем, если требуется повышение мощностей и ресурсов — в облаке это сделать очень легко, в отличие от традиционного способа.
Легкое начало для бизнеса и поддержка бизнеса, быстро растет.
1. Офис не нужен. Обычно начало собственного дела — это отсутствие офиса или его очень непрезентабельная замена. Нужна среда для работы секретаря, менеджера, бухгалтера — но арендовать офис очень дорого.
Выход — арендовать облачную ИТ-инфраструктуру и получить полноценное совместное информационное пространство для всех членов команды. Не нужно осуществлять масштабной закупки техники. Поскольку все начинается с нуля, работники получают доступ к рабочему столу (информация и рабочие данные хранятся в облаке) с домашних компьютеров или «тонких клиентов» — небольших и недорогих устройств, использующих для доступа к удаленному рабочему столу, которые «едят» мало электроэнергии и полностью заменяют весь системный блок. Удобно, выгодно и не занимает много места.
Поскольку данные и файлы хранятся в облаке, работники могут работать полностью удаленно, но файлы, которые они создают, или базы, которыми они пользуются, остаются под бдительным оком руководителя.
Это реальная возможность сэкономить на аренде офиса, покупке дорогостоящего оборудования, услугах специалиста, который должен поддерживать в тонусе это физическое оборудование.
2. Лицензии. Возможно, они волнуют не каждого, но, во-первых, пользоваться нелицензированным программным обеспечением незаконно, и государство все внимательнее контролирует этот аспект; во-вторых, это очень рискованно для бизнеса, поскольку за качество такого ПО никто не отвечает. «Свободные» же программы, например, «OpenOffice», очень проигрывают лицензионным продуктам. Кроме того, пользуясь лицензированным программным обеспечением, можно постоянно пользоваться все новыми и новыми версиями этих продуктов, а новые версии, как правило, еще более комфортные и имеют больше функциональных возможностей.
В облачной ИТ-инфраструктуре лицензии можно не покупать, а арендовать, что очень приятно, особенно, если часто меняется состав работников. Только меняется штат — меняется и количество арендованных лицензий, не нужно пользоваться лицензиями на продукты со старыми версиями, потому что они дешевле или уже закуплены и т.д.. Это как раз тот случай, когда можно позволить себе новое и лучшее.
3. Мобильные работники. Очень удобно, когда общая база данных или корпоративная информация хранится в облаке, а не в офисе компании. Теперь работники, например, туристические, страховые или торговые агенты не должны ездить в офис для получения свежей информации или внесения актуальных данных, они могут сделать это с портативного компьютера или мобильного телефона в любом месте. Потерянное на лишние поездки время сокращается, информация обновляется мгновенно, эффективность работы мобильных сотрудников заметно возрастает.
4. Мониторинг действий пользователей. Известно, что даже намек на то, что ведется наблюдение, повышает эффективность работы сотрудников. Кроме того, в облаке проще контролировать корпоративную информацию, важные проекты, разработанные ноу-хау, дизайны и т.д.. Облако для злоумышленников — неблагоприятная среда.
5. Экономия времени. Для бизнеса, особенно такого, который стремительно растет, время имеет очень большую стоимость. Когда в компании начинают какой-то проект, то от идеи до реализации могут пройти годы. Но для энергичных компаний это недопустимо. Каждый день — это потерянные деньги, упущенная прибыль.
Сравним!
Традиционная модель: составление перечня необходимого оборудования. ИТ-специалист — наемный или знакомый. Его вознаграждение или зарплата. Поиск оборудования. Утверждение общей стоимости. Заказ. Оплата. Доставка. Установка. Всевозможные непредвиденные моменты: меньше работников — часть приобретенной техники лежит на складе, и ее не используют. Надо быстро докупать оборудование. Запчасти конфликтуют. Срочный поиск, покупка, замена, установка. Через год — моральное старение. Болезненный вопрос апгрейда.
Облачные сервисы: перечень конфигураций. Стоимость оплаты. Утверждение. Развертывание облачной ИТ-инфраструктуры. Работа. Нужно еще одно рабочее место. Несколько кликов (как правило, клиентам предоставляют доступ к панели управления, так называемой панели самообслуживания, где клиент может изменять количество ресурсов, разворачивать новые виртуальные машины и т.п.). Освободилось двое работников. Несколько кликов. Больше мощности? Несколько кликов.
6. Можно не волноваться за данные и информацию. Поскольку информация, в том числе бухгалтерская или финансовая, не хранится на определенном компьютере, она не может внезапно исчезнуть из-за: стихийных бедствий, выхода из строя оборудования, незаконного изъятия и т.д..
7. Мгновенное расширение. Можно начать с самого простого: владелец бизнеса и бухгалтер, но уже через месяц ощущается потребность в менеджере, далее — в администраторе, затем — в техническом специалисте. Что, каждый раз покупать новое оборудование, новые компьютеры и еще сервер, чтобы сделать полноценную сеть и обеспечить ей надлежащую мощность? Совсем нет. Приятный «плюс» облачных технологий: нужны дополнительные ресурсы и мощности можно «подключить» в процессе работы, почти мгновенно, по сравнению с традиционным подходом — поиск дополнительного оборудования, решения неконфликтности оборудования с новыми запчастями и т.п..
8. Администрирование и мониторинг. Если у Вас есть удаленные работники или обособленные филиалы или торговые точки, то ИТ-специалист разрывается между ними и еще тратит время и деньги на поездки. Будущее уже наступило. Все информационные системы в облаке можно администрировать удаленно, все необходимое для этого — на экране у администратора. Создать новую виртуальную машину, новое рабочее место, установить обновление на все рабочие места одновременно, скачать новые антивирусные базы или еще что-нибудь — все это он делается с единого центра управления. Теперь у администратора есть куча свободного времени на более важные дела!
Ну и, конечно, система мониторинга всей ИТ-инфраструктуры. Тревожные сигналы приходят к администратору заранее, и он может оперативно среагировать на них, не допуская опасных, для компании, ситуаций или аварий.
Итак, подводя итоги, облачные технологии — это инновационные технологии будущего, которые доступны уже сейчас. Хотя в США, Европе, Японии облачные сервисы уже стали обычными, в России облачный «прорыв» еще впереди. Но так еще интереснее быть облачными лидерами, не так?
Даже для бизнеса можно использовать облачные технологии. Наверное поэтому большие компании активно идут в эту сферу.
Это да, облачные вычисления набирают свою силу. Теперь не только простые люди могут пользоваться облачными технологиями.
Добавлю прекрасный облачный сервис для автоматизации бизнес-процессов. Пользуемся уже год, довольны, помощник незаменимый во всех аспектах. Закрывает 100% болей автоматизации нашей компании. ClickClient.ru Есть промокод на скиду в 10% «КОНТУР»
Наоборот, облака сначала придумали для бизнеса, а не для простых людей. Хотя некоторые компании вроде «Huawei Technologies Co» выпускают даже отдельные продукты в рамках «интернета вещей» связанных между собой через облака.