New York Times: западные соцсети зарабатывают на теме Украины
Происходящее сейчас в Украине освещается огромным количеством СМИ со всего мира. Но картина событий может быть диаметрально противоположной в зависимости от того, как направлено это «освещение». Когда-нибудь, спустя годы, люди смогут узнать, кто лгал, а кто говорил правду. Однако, важно и сейчас говорить всем, кто умеет и готов слушать, что, на самом деле, происходит в этой славянской стране. Пожалуй, максимум подробностей об украинских событиях можно найти в социальных сетях, изобилующих самыми противоречивыми фотографиями, видео и комментариями к ним.
Одна из западных журналисток не смогла удержаться от констатации вполне очевидного факта о том, как используется украинская тематика в соцсетях. Фактически сценариев ее использования только два, пишет она на NYT – грубая пропаганда позиции США и Запада, и получение максимальной прибыли. Читая очередной фейк, многие почему-то забывают о том, что соцсети это уже не среда для общения, а инструмент манипулирования общественным мнением и средство наживы. Фактически Украина, где сейчас разворачивается трагедия, стала мемом. За этим обязательно наступят последствия и они, скорее всего, будут только негативными.
Возникает вполне закономерный вопрос о том, кто виноват, что сейчас творится в соцсетях. Можно ответить, что во всем виноваты алгоритмы, которые подразумевают быстрое распространение «жареной» информации. Но это правда только отчасти, ведь эти алгоритмы разработаны и настроены определенным образом людьми, которые сознательно закладывают в них нужные свойства. Благодаря им так быстро фейки становятся популярными, а новости, отражающие истину, никто не читает. При этом сложности максимально упрощаются с тем, чтобы новости превратились в максимально простой для усвоения нарратив.
В немалой степени в этой ситуации виноваты и пользователи. Долгое время их приучали к тому, что нужно верить всему, что появляется в лентах соцсетей. Многие, увидев очередной ролик, не задумываются над его содержанием и начинают рассылать его своим контактам. В результате откровенная ложь, которую никто не удосужился проверить, появляется повсюду. Даже если сюжет не является чистым фейком, он может потерять объемность, а лишившись деталей, став плоским, уже значительно отличатся по смыслу от начального. Бездумно доверяя соцсетям, люди сами убеждают себя в том, что знают все обо всем.