Ни для кого не секрет, что у социальных сетей и различных сервисов есть так называемые «рекомендательные» алгоритмы. Изначально ничего плохого в них нет. Если они настроены правильно и корректно, то пользователь будет только благодарен за возможность получения именно того контента, который ему максимально интересен и сокрытие постов, интересных в гораздо меньшей степени. Но тут-то и кроется подвох – рекомендательные системы можно настроить так, как это выгодно в той или иной ситуации.
У администраций и владельцев соцсетей и других популярных площадок появляется серьезный соблазн начать манипуляции мнениями и взглядами. Это крайне серьезный рычаг, способной оказывать давление. Кроме того, рекомендательные системы работают по принципам, которые не совсем понятны. Это наводит на мысли о том, что они могут быть опасны. В качестве примера можно привести истории, когда детям предлагается посмотреть ролик, полный экстремизма и насилия, хотя они никогда не смотрели ничего подобного.
Российские законодатели усматривают необходимость регулирования рекомендательных систем. В современных условиях это выглядит вполне разумной инициативой. Рекомендательные системы должны стать полностью прозрачными и отключаемыми. То есть при необходимости их можно будет отключать. Участие в этом процессе государства необходимо, но его роль не должна быть доминирующей. Напротив, ведущая роль должна быть отдана общественности. Соответственно, требуется создание законодательной нормы, регулирующей данные аспекты.
Кто-то может возразить, вспомнив о «цифровой цензуре». Однако, нужно быть реалистом. Если взглянуть за океан, то там можно увидеть наглядный пример того, что может быть, если рекомендательные системы подконтрольны только их владельцам. Речь идет о недавних беспорядках в Соединенных Штатах. Выборы президента превратились в фарс, где ключевая роль была отведена именно соцсетям. В результате сейчас наблюдается серьезный отток пользователей с ранее популярных площадок на менее известные, но работающие по более понятным и прозрачным принципам.