Рынок технологий виртуальной (VR) и дополненной (AR) реальности развивается очень динамично. В то же время сильно растет спрос на решения для бизнеса, а соответственно есть и потребность в кадрах, имеющих навыки для создания лучшего контента и продуктов. Прежде всего это программирование, 3D-моделирование, анимация, работа с игровыми движками.
Для тех кто не знает: виртуальная реальность — это полностью смоделированное цифровое пространство. Человек, чаще всего с помощью маски, попадает в него, получая возможность взаимодействовать с виртуальным миром. А вот дополненная реальность позволяет добавлять в «настоящий» мир какие-то объекты или контент. Да, сейчас на рынке еще не так много очков дополненной реальности. Но почти у каждого в кармане есть смартфон, и с помощью камеры мы «захватываем» реальный мир, а на экран он выводится уже дополненным необходимым для того или иного приложения контентом.
Из-за динамичного развития AR/VR и появления постулатов искусственные нейронные сети на эти технологии обратили внимание мировые IT-гиганты. Например, Facebook, YouTube, Vimeo уже в течение нескольких лет дают возможность просматривать видео 360⁰ или 3D-модели. Snap и Instagram позволяют использовать виртуальные фильтры в своих приложениях. Таким образом, все больше людей пользуются этими технологиями и думают, как их можно применить в том или ином направлении бизнеса.
По многим прогнозам, к 2020-2021 гг. продажи как AR/VR-устройств, так и соответствующего контента и приложений просто безумно возрастут. К тому же есть много исследований, которые свидетельствуют, что использование виртуальной и дополненной реальности очень положительно влияет на принятие решений пользователями. Например, используя VR, можно провести виртуальный тест-драйв новой модели автомобиля, а также создать виртуальный конфигуратор. То есть пользователь сможет менять цвет авто, отделку салона, диски и многое другое, подстраивая его под свои вкусы. Благодаря этому человек будет чувствовать, что почти владеет этим авто, что повышает желание его купить.
Так же и в real estate. Виртуальная и дополненная реальность — это очень эффективный инструмент для демонстрации недвижимости, которую еще не построили. Пользователь может «оказаться» в квартире, увидеть вид из окон на том или ином этаже, выбрать элементы декора, цвета стен, переставить мебель по своему вкусу.
Если говорить о нашем рынке, то большинство компаний, имеющих экспертизу в AR/VR, делают работу на экспорт. По мнению наших специалистов, самые популярные индустрии — это архитектурная визуализация, промышленность, образование, реклама, маркетинг и игры. Последнее направление можно разделить на чисто игровые приложения и бизнес-приложения.
Один из примеров бизнес-приложений — это архитектурная визуализация еще не построенных объектов недвижимости. Так же этот инструмент уже используют многие отечественные девелоперы, когда нужна скажем разработка нового сайта. Однако основные клиенты все равно находятся за рубежом. Да и нет смысла зацикливаться на отечественном рынке, как основной площадке сбыта. Желательно смотреть и на зарубежные рынки. Они большие, там больше платежеспособных клиентов. Но у нас лучше делать пилотные проекты, тестовые версии, испытывать их, собирать статистику и уже потом предлагать решения зарубежным заказчикам. Конечно и в нашей стране есть клиенты, готовые инвестировать в подобные решения. По крайней мере, желание точно есть у многих, с деньгами же ситуация несколько иная.
Если сравнивать с развитием мобильных технологий, в смысле устройств для AR/VR мы сейчас находимся где-то в начале 1990-х годов, когда были еще большие «кирпичи». То есть пока существуют только первые модели очков виртуальной реальности. Это значит, что мы только в стартовой точке развития этих технологий и самое время осваивать навыки, которые позволят создавать качественный контент.