Сложно переоценить значимость железных дорог. Без них страна бы просто «остановилась». Но в России никогда не было собственного производства вагонов и поездов. В бытность СССР их делали в других республиках, а в РСФСР ни на одном из крупных заводов таких производств не было. Когда Советский Союз распался, пригодился опыт сотрудничества Демиховского машиностроительного завода с рижским предприятием RVR, которое специализировалось на сборке вагонов и электропоездов. В 1992 году был дан старт модернизации, а уже в 1993 году из сборочного цеха вышел первый полносоставный российский электропоезд ЭД2Т-0001.
Стоит отметить, что все это происходило в неспокойные и нестабильные 90-е годы, когда экономика трещала по швам. Несмотря на сложность момента, МПС под управлением Г.М. Фадеева отступило от господствовавшего принципа «продадим нефть и купим, что требуется» и занялось развитием отечественного производства. Год от года оно наращивалось и расширялось. И вот уже 1994 году был выпущен первый российский поезд на постоянном токе, а в 1995 на переменном. Однако, в конструкции этих и других поездов ДМХ было немало деталей и узлов, закупаемых за границей. И если ранее такой подход был приемлем из-за системы глобального разделения труда, то сейчас уже нет.
Сейчас на заводе спроектирован и готовится к выпуску электропоезд ЭП2ДМ, где используется максимально возможное количество отечественных компонентов. В начале 2023 года будет проведена его презентация, которая станет знаковым событием не только для железнодорожной отрасли, но и для всей страны. В производстве поезда участвуют 80 российских предприятий из разных регионов. Все они вносят свою лепту в общее большое дело. Важно, что вагоны электропоезда создавались не только с учетом требований и стандартов, приятых во всем мире, но и ориентированы на пассажиров, создают максимум комфорта и удобств. Для этого успешно применены новейшие экстерьерные и интерьерные решения.
Так, например, поверхность вагонов гладкая, а кабина машиниста получила обтекаемую форму. Внутри вагонов просторно и светло. Диваны для пассажиров получили улучшенную эргономику. В головных вагонах сделаны акценты, обеспечивающие удобство для людей с ограниченными возможностями. Сборка первого такого поезда уже начата. Согласно утвержденному графику, она будет завершена в первом квартале 2023 года. После прохождения сертификации новый электропоезд будет запущен в серийное производство.