Разговоры о создании отечественного скоростного поезда идут в России несколько последних лет. В разные годы существовало несколько проектов. Самым последним был проект СП «Уральских локомотивов», входящего в группу «Синара», с компанией Siemens. Но с изменением геополитической ситуации сотрудничество с этим брендом стало невозможно. Предполагалось создать поезд не с нуля, а на основе существующего «Сапсана», но локализованного в России на уровне не менее 80%.
Новый поезд должен был двигаться со скоростью до 360 км/час, а первый его образец должен был стать на рельсы к 2023 году. После ухода Siemens разработка забуксовала, о ней нет ни одного сообщения в СМИ, начиная с февраля 2022 года. До этого в ноябре 2022 года был проведен конкурс на лучший дизайн. Победитель был определен, но ход разработки остановился. Можно было бы предположить, что на новом отечественном поезде поставлен «жирный крест», но последние факты говорят, что это не так.
Информация пришла от сотрудников завода «Транспневматика», выпускающего дисковые тормозные системы для подвижного состава в городе Первомайске. Оказывается, предприятие получило заказ на изготовление нескольких партий тормозов для различных поездов. Среди нескольких моделей фигурирует и новый поезд, проходящий в документации как «Восток». Таким образом, разработка нового поезда ведется вполне серьезно. Работа над ним вышла на этап создания эскизов и продолжается высокими темпами.
Как стало известно из информированных источников, работа поручена совместному предприятию РЖД и «Синара Транспортные Машины» под названием «Инжиниринговый центр железнодорожного транспорта». Строительство поезда стартует в 2026 году. В 2028 году проект должен финишировать, а поезд начать перевозить пассажиров. Более 300 промышленных предприятий и научных центров привлечены к реализации этого важного для всей страны проекта.