Сбор персональных данных – весьма «щекотливая» тема, вызывавшая много вопросов, на которые не было четких законодательных ответов. Теперь все «точки над i» расставлены – Государственная Дума приняла закон, способный регулировать эту область. Принятый недавно в третьем, окончательном чтении, нормативный акт запрещает необоснованный сбор персональных данных пользователей. Кроме того, теперь в различные договора и соглашения не могут быть включены условия, обеспечивающие фактическое навязывание товаров и услуг потребителям.
Что же такое «необоснованный» сбор персональных данных? Скорее всего, каждый из нас сталкивался с этим, когда продавец перед покупкой настойчиво требовал предоставить номер телефона и адрес электронной почты. Вслед за этим на нас обрушивался шквал рекламной рассылки, что, впрочем, не является самым плохим последствием. Дело в том, что, получив персональные данные пользователя, продавец мог воспользоваться ими по своему усмотрению – продать или передать на сторону. С принятием нового закона такие ситуации будут исключены, что сделает покупателей менее зависимыми от произвола продавцов.
Ранее, в случае отказа предоставлять свои данные, продавец мог отказать покупателю в заключении сделки. Теперь же договора будут заключаться так, что в них нельзя будет прописывать условия, влекущие для покупателя штрафы за их расторжение. Кроме того, продавцы не смогут без явного согласия покупателя включать в них платные услуги. Закон вступит в силу с 1 сентября сего года, но действие его распространится и на договора, заключенные до наступления этой даты.