Норвегия приступила к строительству самого длинного и глубокого подводного автомобильного туннеля в мире. Этот 26,7-километровый двухтрубный туннель, получивший название «Рогфаст», прокладывается под изрезанной береговой линией страны. По завершении он станет частью шоссе E39, соединяющего Норвегию и Данию на протяжении 830 миль, и обеспечит прямое, безпаромное сообщение между городами Ставангер и Берген, сократив время в пути между ними до 40 минут. Глубина залегания туннеля составит 392 метра ниже уровня моря. Проект ведет шведская строительная компания Skanska AB.
Конструкция включает две параллельные трубы, в каждой из которых расположено по две полосы движения, а также предусмотрены перекрестные переходы и центральный аварийный коридор. На глубине 260 метров под уровнем моря будет сооружена масштабная подземная двойная кольцевая развязка. Инженерная задача сопряжена с серьезными трудностями. Рабочим приходится действовать под сильным давлением на большой глубине, постоянно контролируя риск проникновения соленой воды. Для достижения необходимой точности примыкания сегментов, вырытых с разных сторон, используется лазерное сканирование.
Требуемая погрешность в пределах пяти сантиметров делает Rogfast одним из самых требовательных туннельных проектов в истории. Параллельно разрабатываются передовые методы затирки и герметизации для обеспечения сухости и стабильности конструкций. Для поддержания качества воздуха внутри туннеля будет применяться система продольной вентиляции, работающая от реактивных вентиляторов и дополненная вертикальным шахтным стволом. Полное завершение работ по вентиляционной системе ожидается лишь к 2050 году.
А вы знаете, что NASA обнаружило на Марсе вход в тоннель?
