Китайские физики создали и испытали перспективный авиационный двигатель, известный как «двигатель адаптивного цикла». Эта силовая установка нового поколения обладает способностью изменять режимы работы в зависимости от условий полета. Разработка демонстрирует высокую эффективность в широком диапазоне. При этом двигатель может создавать на 27–47% больше силы тяги по сравнению с актуальными аналогами. Преимуществом новой конструкции является значительное снижение примерно на треть расхода авиатоплива. Если эти характеристики подтвердятся, двигатель оставит в аутсайдерах разработки США, включая новейшие адаптивные установки истребителей F-35.
Классические реактивные двигатели, будь то турбореактивные или турбовентиляторные, обычно оптимизированы для эффективной работы либо на малых, либо на высоких скоростях. Концепция адаптивного двигателя устраняет данную проблему за счет динамической регулировки внутренних воздушных трактов, параметров давления и режимов сгорания топлива непосредственно в полете. Такой двигатель можно сравнить с интеллектуальной системой, способной переключаться между турбореактивным и турбовентиляторным режимами в зависимости от текущих потребностей.
Особенностью китайской разработки является использование трехконтурной схемы с дополнительным потоком охлажденного воздуха. Эта конструкция обеспечивает дополнительные функциональные возможности, включая терморегуляцию для отвода избыточного тепла от бортовой электроники и стелс-покрытий. Такая схема обеспечивает преимущества в малозаметности за счет снижения температуры газов выхлопа, что уменьшает инфракрасную сигнатуру летательного аппарата. Дополнительным преимуществом является аэродинамическое совершенство за счет оптимизации обтекания планера.
Тем временем Airbus и Toshiba проектируют сверхпроводящий авиадвигатель.
