В Китае разработали «зефирный бетон» для авиационной безопасности
Ученые из Китая представили инновационное решение для повышения безопасности на взлетно-посадочных полосах. Разработанный ими сверхлегкий «зефирный» бетон способен эффективно замедлять самолеты при аварийных посадках, поглощая энергию удара за счет контролируемого разрушения. Материал, созданный совместными усилиями ведущих научных центров КНР, обладает уникальными характеристиками. При плотности всего 200 кг/м³ (на порядок легче обычного бетона) он способен останавливать даже 100-тонные воздушные суда.
«Внешне материал выглядит прочным, но при ударе рассыпается, постепенно гася скорость самолета», — поясняет Фан Цзюнь, ведущий инженер проекта. Международные требования ICAO обязывают аэропорты оборудовать 90-метровые зоны безопасности в конце ВПП. Традиционные решения — песок, грунт или водоемы — имеют существенные недостатки: замерзание, привлечение животных, зависимость от погодных условий. Китайская разработка решает эти проблемы. Ключевым параметром стала точная настройка прочности материала в диапазоне 0,30–0,35 МПа — достаточно прочный, чтобы выдерживать нагрузки, но достаточно хрупкий для контролируемого разрушения.
Секрет материала кроется в уникальной технологии вспенивания с использованием специального воздухововлекающего агента на основе модифицированной канифоли. Это обеспечивает воздушные пузырьки прочной оболочкой, предотвращая преждевременное разрушение. В отличие от аналогов на основе дорогостоящего сульфоалюминатного цемента, китайская разработка использует обычный цемент, что делает технологию доступной для небольших аэропортов. Материал уже применяется в 14 китайских аэропортах. Испытания в аэропорту Ньингчи показали стабильность заявленных характеристик с отклонением не более 3%.
А вы знаете, что радиация делает бетон крепче?




