Индийские власти подтвердили серию случаев целенаправленной подмены GPS-сигналов в районе восьми крупнейших аэропортов страны. Наиболее тревожный случай был зафиксирован вблизи международного аэропорта Индиры Ганди в Дели. В отличие от простого глушения, создающего радиопомехи, GPS-спуфинг представляет собой более изощренную атаку. Злоумышленники транслируют мощный ложный сигнал, имитирующий реальные данные со спутников. Навигационное оборудование самолета принимает эти фальшивые координаты, из-за чего пилоты видят на экранах неверное местоположение и не могут полагаться на привычные спутниковые маршруты.
В таких условиях экипажам приходится экстренно переходить на резервные методы навигации. Это означает отказ от автоматики и ручное ориентирование по наземным радиомаякам и показаниям инерциальных систем. Подобный режим работы существенно увеличивает нагрузку на пилотов, повышая риск ошибки, особенно в условиях плохой видимости или в плотном потоке воздушного движения. Главная опасность заключается в потенциальной потере курса, небезопасном сближении с другими самолетами или заходе на посадку по ошибочной траектории.
Индийские власти пока избегают громких заявлений, подчеркивая, что ситуация взята под контроль. Для поиска источника помех власти привлекли Службу радиомониторинга. Параллельно ведется работа по усилению киберзащиты авиационной инфраструктуры. Синхронная активность вблизи сразу нескольких стратегических объектов вызывает серьезную озабоченность и за пределами Индии. Даже при отсутствии прямых последствий, масштаб подобных инцидентов на фоне общей геополитической нестабильности перестает восприниматься как нечто из ряда вон выходящее, превращаясь в новую тревожную реальность.
Тем временем ИИ-навигация предлагает исключительную точность и отказ от GPS.
