Современные производства, где начали внедрять роботов, устроены так, что в них обязательно присутствуют и люди. Люди и роботы работают бок о бок, что повышает риски несчастных случаев. При этом виновниками инцидентов в большинстве случаев являются не машины, а люди. Виноват во всем пресловутый человеческий фактор, выражающийся в том, что человеческое поведение может динамически меняться. Люди могут сознательно игнорировать правила, отвлекаться и нарушать принятый технологический процесс без каких-либо оснований. В отличие от них, роботы всегда следуют заложенной программе.
Ученые разработали специальный алгоритм поведения роботов, учитывающий невнимательность людей, работающих в одном с ними помещении. Его тестирование позволило поднять производительность на 38%, одновременно улучшив безопасность на 80%. Предварительно была проведена количественная оценка склонности людей к ошибкам. Прежде всего, исследователи постарались определить частоту, с которой люди склонны игнорировать предупреждения об опасности. Машины, следуя новой программе, начали работать, наблюдая в непрерывном режиме за поведением коллег-людей. Интерпретируя его, они подстраивают свое поведение под них.
Такой подход позволяет минимизировать возникновение ошибок и получения травм на производстве. Например, роботизированные системы могут менять последовательность действий так, чтобы избегать столкновений с людьми. Новшество было смоделировано на виртуальных конвейерах и линии по упаковке. Результаты показали рост производительности и повышение безопасности. Следующим шагом, который может ускорить внедрение технологии, станет ее тестирование в реальных производственных процессах.
А вы знаете, что недавно российский робот побил рекорд японского по скорости сборки кубика Рубика?