Авиация в Советском Союзе имела приоритетное значение. Технологии, разработанные в СССР, служат еще и сейчас. Советские конструкторские бюро разрабатывали такие проекты, равных которым не было ни в одной стране мира. Особенно выделялись разработки для нужд обороны. Они во многом опережали время, а некоторые из них и вовсе были революционными. Воспроизвести их на Западе смогли только спустя десятилетия. Перелистывая станицы того времени, можно удивляться смелости мысли военных инженеров того времени.
Обращает на себя внимание проект гиперзвукового ударного бомбардировщика Ту-360. Страна нуждалась в такой машине. Ее необходимость определялась тем, что СССР был самой большой, по площади территории, страной мира. Это обязывало задумываться о самолете большого радиуса действия, способного нести значительную бомбовую нагрузку. Он должен был достигать других стран так быстро, что противник просто не мог бы отреагировать на его появление. Проект стартовал в ОКБ им. Туполева в 1980-х годах.
Техническое задание предполагало создание не просто гиперзвукового бомбардировщика. Новая машина должна была покрывать расстояние между континентами в любом полушарии Земли. Проектная дальность составляла более, чем солидные 15 000 километров. Скорость же в 6 Мах должна была обеспечить ему статус лидера среди аналогичных проектов. Самолет мог доставлять к месту удара не менее 10 тонн бомб. Даже один Ту-360 был способен нанести сильный урон, а эскадрилья таких машин могла бы обращать целые города в руины. К работе над проектом были привлечены самые лучшие конструкторы.
Внешне самолет напоминал Ту-230, но имел значительные отличия в габаритах и массе. Кроме того, у проектируемой машины должна была появиться новая силовая установка. Предполагалось объединить шесть штатных двигателей ТРД/ПВРД (турбореактивный двигатель/Прямоточный воздушно-реактивный двигатель) комбинированного типа. В крейсерском режиме движения в качестве топлива должен был использоваться водород, а во время разгона керосин. Проект курировался лично В.А.Андреевым, конструктором, имевшим значительный опыт в проектировании силовых установок для авиации, работающих на СПГ и водороде. Команда подошла к работе максимально серьезно и взвешенно.
Этот гиперзвуковой бомбардировщик получил и продвинутое вооружение. Оно было размещено в двух фюзеляжных отсеках солидного объема. Стоит отметить, что взлетная масса машины достигала 350 тонн. Разработчики понимали опасность использования жидкого водорода. Требовалось найти немало решений, сделавших бы применение такого топлива безопасным. Например, необходимо было надежно теплоизолировать баки. Параллельно с основным вариантом разрабатывался и запасной, где в качестве топлива должен был фигурировать газ метан.
Машина была просто напичкана новыми технологиями. Она была перспективной и многообещающей. Так, например, в Ту-360 уже тогда была реализована спутниковая навигация, способная безошибочно вывести на цель. Также машину планировалось оснастить сверхзвуковыми крылатыми ракетами Х-90. Но, затем, проект был неожиданно заморожен. Его закрытие было, главным образом, связано с массой технических трудностей и с наступившими для страны трудными временами.