Нужно признать, что ложь и обман сопутствуют людям все время, начиная от первых диких племен до наших дней. Искоренить ложь полностью крайне сложно. Если отбросить предрассудки, то можно констатировать, что иногда ложь может быть даже полезной, но это не дает возможности возводить ее в ранг добродетелей. Ученые нашли интересным выяснить, как менялась человеческая ложь в различных социальных взаимодействиях и как на это влияют технологии.
Эта идея заставила Джеффа Хэнкока еще в 2004 году провести серьезное исследование на эту тему. Интерес вызывало справедливость предположения о том, что доступность «общения на расстоянии» провоцирует ложь. К участию в опыте было привлечено 28 студентов. Им было предложено учитывать все свои социальные взаимодействия и по возможности честно сообщить, сколько раз им пришлось солгать при этом. При этом все студенты были активными интернет-пользователями и вели общение в социальных сетях и переписку по электронной почте.
Результаты оказались весьма любопытными. Оказалось, что люди более склонны лгать в Сети, если это никак не фиксируется, а общение с собеседником синхронизировано. Под это определение подпадают мессенджеры и социальные сети. А вот документируемая переписка по электронной почте мотивировала участников исследования быть более честными. Спустя годы, уже в наши дни, этот эксперимент был повторен с тем отличием, что в нем приняли участие уже 250 пользователей, а число каналов взаимодействия заметно выросло.
И новые результаты практически полностью совпали с выводами исследования, совершенного почти двадцать лет назад. Самым «честным» каналом общения снова оказалась электронная почта, а самыми «лживыми» соцсети и сервисы обмена мгновенными сообщениями. Но кроме этой, ученые заметили и другие особенности. В частности, они пришли к выводу о том, что принятие решения о том, солгать или нет, зависит в большей мере от склонности самого человека ко лжи, чем от канала межличностного общения.