Технологии для ресторана: за какими будущее, комплексные подходы и почему это важно?
Ресторанный бизнес можно считать вечным, ведь люди всегда хотят есть, независимо от того, в насколько сложные времена живут. Но это только одна сторона медали. Ресторанный бизнес вынужден быть непременно гибким. Как только наступают те или иные перемены в обществе, ресторатор должен максимально оперативно отреагировать на них. И главной опорой тут становятся технологии для ресторана, способные обеспечить ему стабильность и поступательное развитие. Если же своевременно интегрировать инновационные решения в работу бизнеса не получается, заведение может начать деградировать.
Люди, занимающиеся ресторанным бизнесом, идут в эту сферу сознательно. Они отдают себе отчет в том, что им придется искать и находить новые решения, которые помогут заведению быть привлекательным в глазах клиентов. Одной из важнейших компонент бизнеса стали концепции гостевого опыта. Требуется тщательно изучить и продумать все, даже незначительные, детали, ведь чтобы клиент остался доволен, важно все. Рестораторы готовы ради достижения этой цели на многое. Некоторые заведения внедряют на практике инновации и уже получают реальные плоды этой непростой работы.
Гостевой опыт складывается из лояльности к клиенту и чего-то уникального. Это может быть, например, предложение поужинать на высоте. Есть и более технологичные примеры, как, присутствие в гостевом зале роботов-официантов. Не менее важно, стимулировать клиента для принятия решений. Это может быть осуществлено использованием интерактивного экрана с меню. Не менее эффективны и такие решения, как появление мобильных приложений для заказа или экран-меню, встроенный прямо в столик. Наиболее уникальным решением на этом пути могут быть продукты, кастомизированные под конкретного посетителя.
За какими технологиями для ресторана будущее?
Думая о том, какие технологии в своем заведении внедрять, ресторатор принимает непростое решение. Внедрение любой новации требует инвестиций. Не зная наперед, насколько выгодным оно будет, можно понести серьезные убытки. Другая категория рисков заключается в том, что если «ставка будет сделана не на ту лошадь», заведение может перестать развиваться. Если в ресторан не будут ходить посетители, это будет означать крах! Как узнать, чем можно по-настоящему заинтересовать людей так, чтобы ваш ресторан стал для них любимым местом не только для того, чтобы перекусить, но и для того, чтобы провести время?
Эксперты выделяют два типа технологий для ресторана – регулярные и инновационные. Под регулярными подразумевают все то, что уже используется и в других областях, чтобы преобразовать потоки аналоговой информации в цифровую форму. Это сравнительно универсальные решения, способные оцифровать практически любой бизнес-процесс. Соответственно, назвать их «истинными» новациями можно, но сложно. Несмотря на это, в них заложен большой потенциал, а грамотная реализация даже во всего одном заведении уже не раз это доказывала. Регулярные технологии могут оптимизировать бизнес и сделать его работу более плавной, уменьшают рутинные процессы и помогают избежать простоев.
В то же время есть и «чистые новации». Эти технологии обеспечивают для ресторана и его посетителей массу новых возможностей. Инновационные технологи укладываются в определение «индустрии 4.0». Это использование возможностей искусственного интеллекта (ИИ) и переход от использования труда людей к использованию умных роботов. Если «регулярные технологии» это настоящее, то «инновационные технологии» есть наше будущее. Вероятно, через них лежит тот самый путь к успеху, который ищут многие современные держатели ресторанного бизнеса!
Если говорить о внедрении «регулярных» технологий для ресторанов, то это доступно даже небольшим заведениям, а не только статусным и премиальным. Стоимость их развертывания в последние годы существенно снизилась. Если не начинать думать о новациях сейчас, то завтра может быть уже поздно. Для любого заведения важно оставаться на переднем крае новаций, иначе можно быстро стать аутсайдером. Экономия на автоматизации сегодня в большинстве случаев не оправдана. И, напротив, инвестиции в ИТ-решения могут в среднесрочной перспективе обеспечить экономию за счет снижения издержек, которые неминуемы без них. Это как раз тот случай, когда нужно потратить, чтобы начать экономить.
Чтобы понять, что будет важным и востребованным в ближайшем будущем, нужно внимательно анализировать уже наметившиеся тренды. Первое, что бросается в глаза, это меньшая требовательность посетителей к изыскам в плане кухни. Запросы стали несколько проще. Но, с другой стороны, есть внятный запрос публики на развлечения. Люди хотят, чтобы посещение ресторана было не только приемом вкусной и свежей пищи, но и событием, которое надолго останется в памяти в позитивном ключе.
Это важно, в первую очередь, для молодежи, составляющей значительную часть аудитории посетителей. Есть и более старшее поколение. Но у него несколько иные акценты. Это люди, ценящие свое время и стремящиеся заработать. Для них важно, сэкономить на готовке и вкусно перекусить. Многие рестораны и сети использовали это в своей работе и начали развивать направление «Еда на вынос». Успеха смогли добиться те, кто сумел применить грамотную стратегию маркетинга и сделать стоимость готовой еды сопоставимой со стоимостью самостоятельного приготовления аналогичных блюд.
Есть из чего выбрать!
Вне всякого сомнения, что наибольшие шансы на успех будут при комплексном подходе к внедрению новаций. Можно выделить пять основных направлений. И первым из них являются новации, направленные на сокращение издержек заведения. Экономия может быть достигнута за счет использования эффективных решений в области управления, оптимизации графика работы сотрудников, снижения количества отходов и использования сервисов контроля операционной деятельности.
Вторым важным направлением можно выделить решения, улучшающие пользовательский опыт. Это настройка и оптимизация каналов взаимодействия с клиентами, биометрия, чат-боты и голосовые боты, электронные карты лояльности Wallet, VR/AR-технологии и использование CRM систем и систем маркетинговой аналитики. Все моменты этого направления важны, но наиболее ощутимый эффект дают CRM-системы. С их помощью можно получить точный портрет каждого посетителя. Имея в своей базе множество таких портретов, можно сортировать клиентов по различным признакам, устраивая акции для определенных категорий.
Практика показывает, что эффективным маркетинг становится только при достаточной персонализации. Потенциальному посетителю приятно и важно получить предложение, адресованное именно ему. Например, это может быть день рождения или праздник. При помощи crm для кафе и ресторана можно учитывать даже такие тонкости, как ранее заказанные блюда. Из этой информации можно извлечь массу пользы. Например, составить карту предпочтений клиента и сообщать об акциях на то, что входит в них. Гибкость таких систем и обилие возможностей позволяют получать гораздо больше выгод, чем можно подумать изначально. Важно и то, что в CRM все работы полностью автоматизированы, а ресторатор только «снимает сливки» в виде сводок и отчетов, которые доступны для изучения и анализа.
Третье направление охватывает все ситуации, связанные с заказами и доставкой. Это могут быть не только мобильные приложения для заказов и павильоны для самообслуживания, но и ИТ-системы, передающие данные с формы сбора заказов сайта прямо на кухню.
Четвертое важное направление определяют системы организации и доставки платежей и чаевых. Решений в этой области немало. Платежные системы уже конкурируют за право проводить платежи и предлагают все лучшие условия бизнесу. Есть и системы приема чаевых, но этот сектор только развивается.
Наиболее технологичные инновации можно выделить в пятое направление. Это внедрение роботизации и искусственного интеллекта. ИИ может использоваться как для непосредственного участия в бизнес-процессах, так и выполнять функции «исследователя». ИИ способен путем пристального анализа увидеть то, что не под силу людям. Это прямой путь к построению новых экономически оправданных и эффективных моделей построения бизнеса.
Почему важны технологии и новации?
Важно понимать, что внедрение технологий не должно быть сиюминутной задачей. Это вопрос не тактики, но стратегии! Рестораторам нужно соответствовать ожиданиям клиентов, важно давать им то, что они хотят получить, переступая пороги их заведений. Какие новации внедрять, а какие оставить «на потом», должны определять перспектива и конечная цель.