Время невозможно остановить. Реальность сегодняшняя такова, что более 30% детей до 2 лет умеют играть на мобильных устройствах. А 75% детей и подростков имеют собственный смартфон.
Универсального влияния нет. Одних гаджеты обучают, других делают тупыми, третьих изолируют от реальности. Важно, чтобы родитель вовремя заметил грань, за которой ребенок перестает чувствовать различие между реальной и виртуальной действительностью. Разницу потеряно? В этом случае ребенка надо на время изолировать от виртуального мира: 2 часа в день перед экраном, и не больше. Это распространяется на: телефоны, телевизоры, планшеты, компьютеры. Для детей от 2 до 14 лет больше 2 часов перед экраном — это вред здоровью. Детский врач Евгений Комаровский
Как нельзя использовать смартфон
Смартфон нельзя использовать в качестве вознаграждения за хорошее поведение или успехи в школе или спорте. Гаджет не должен исполнять роль игрушки. Помогите ребенку воспринимать устройство как серьезный взрослый инструмент.
Смартфон нельзя использовать, как мгновенный доступ к ответам на сложные вопросы: решение задач по математике; кодов для компьютерных игр. Помогите ребенку осознать, что в реальном мире надо прилагать усилия для достижения результатов.
Смартфон нельзя использовать перед сном. Исследования доказали, что искусственный свет от гаджетов подавляет выработку гормона сна (мелатонина), который провоцирует бессонницу, головную боль, раздражительность и повышенную утомляемость. Помогите ребенку заранее настраивать будильник и выключать смартфон не позднее чем за 2 часа до сна.
Кстати, советуем родителям, которые вынуждены много времени проводить с гаджетами — используйте Андроид приложение f.lux, которое корректирует цветовую температуру экрана в зависимости от времени суток.7 советов по взаимодействию со смартфоном
- Начните с себя. Ребенок копирует поведение родителей. Даже если работа связана с цифровыми устройствами, собственным примером доведите ребенку — 1-2 дня в неделю вообще не касаться гаджетов. Приучите себя выделять на проверку почты и социальные сети не более 1 часа в день.
- Развивайтесь вместе. Покажите ребенку, что смартфон помогает исследовать, развиваться, достигать желаемого. Например, пусть ребенок изучает онлайн-курс рисования в то время, как вы делаете зарядку с видео-инструктором.
- Создайте зоны свободные от гаджетов. Кухня и спальня (или кровать) должны стать островками реальности, свободными от смартфона (ноутбука, планшета и телевизора). Сами следуйте созданных правил.
- Воплотите единые правила. Как в реальном, так и в виртуальной среде ребенок должен придерживаться этики, быть умеренным, уважать собственные психологические границы и границы других людей. Например, не использовать ненормативную лексику и не издеваться.
- Концентрируйтесь на качестве информации. Большую часть времени ребенку лучше проводить в образовательных играх и программах. Неправильное использование гаджетов рассеивает внимание, ухудшает навыки общения и ослабляют запоминания. Правильное — учит концентрироваться, увеличивает словарный запас, улучшает коммуникативные навыки, развивает кратко- и долгосрочную память.
- Общайтесь и помогайте общению. Смартфон не может стать заменой живому общению. Телефонные разговоры и социальные сети целесообразны с дальними родственниками и друзьями. Мягко и ненавязчиво помогайте ребенку улучшать письменную грамотность и умение литературно излагать мысли. Всегда, когда это возможно, просите ребенка заменить виртуальное общение реальной встречей дома или во дворе.
- Используйте социальные сети на пользу. Страница в социальной сети нужна ребенку для выстраивания собственной идентичности, развития эмоционального интеллекта, умения поддерживать других и получать поддержку. Важный элемент интернет-общения — умение воспринимать и фильтровать критику. Помогите ребенку чувствовать себя уверенно и расскажите о принципах общения в сети.
Отдельные советы родителям
Обратим внимание еще раз: ограничьте время перед экранами до 2 часов в день!
Если ребенку есть куда направить энергию и в окружении есть что-то интересное, он не станет увлекаться смартфоном в избытке.
Дети очень серьезно относятся к тому, как родители проводят время с гаджетами.
Сообщение 5-летнего мальчика отцу: «Обещаю играть на смартфоне только 30 минут, если ты сам будешь меньше играть, и больше проводить со мной времени».Опыт других стран
В Китае более 3 миллионов учителей и более 50 000 директоров детских садов, начальных и средних школ прошли обучение по информационным технологиям. Правительство Китая оцифровывает учебники и книги, распространяет мобильные устройства среди школьников и студентов — это повышает скорость и эффективность обучения.
В Беларусь правительство оцифровало большинство учебников — они бесплатно доступны детям в цифровом варианте.
В Индийских школах используют около 500 000 планшетов. Эксперимент «Дыра в стене». Индиец Сугата Митра доказал, что интерактивное обучение превращает детей в целенаправленных исследователей. Более того, для обучения не нужен учитель! Митра создал учебные залы со встроенными мониторами и клавиатурами — дети воспринимали гаджет не как скучное обязательство, а как элемент жизни, поэтому учились без печали и отвращения. Примеру Индии следуют Министерства образования других стран — «Дыры в стене» появляются по всему миру.
80% образовательных приложений — детскиеГлавная идея — увлечь ребенка развивающей игрой на смартфоне или планшете и помочь перенести ее в реальность.
Распространение смартфонов, планшетов и других гаджетов продолжается. В цифровых технологиях есть недостатки и преимущества. Может показаться странным, но главный (и единственный существенный) недостаток смартфона для ребенка — это психология родителей. Ленивые, невнимательные и небрежные папа с мамой, скорее всего, «спровоцируют» малыша или школьника злоупотреблять гаджетом, прятаться в нем от общения и вызовов реального мира. Напротив, в нормальной заботливой семье смартфон поможет всегда быть на связи, общаться с дальними друзьями, эффективнее учиться, развивать творческое мышление.
Среди остальных стран яркий пример Сингапур — здесь гаджеты используют не как полную замену традиционному образованию, а как органическое дополнение. Родители должны помнить — ни одно цифровое устройство не заменит живого общения и человеческих эмоций.
Спрятаться от прогресса невозможно. Так же невозможно спрятать ребенка от смартфонов. У себя или у товарищей ребенок будет взаимодействовать с цифровыми устройствами. Годом раньше или годом позже ребенок станет владельцем смартфона. Разумно, как можно раньше, научить маленького человека пользоваться цифровыми устройствами «экологично»:
- использовать развивающие программы;
- эффективно контролировать время с программными часами, календарями и органайзерами;
- улучшать творческие навыки;
- усваивать практику грамотного, выразительного и понятного письма в мессенджерах;
- общаться с дальними родственниками и друзьями.
Конечно же в одной статье невозможно полностью охватить тему взаимодействия ребенка с гаджетами. Поэтому если статья оказалась недостаточно полезной, расскажите в комментариях, что беспокоит вас больше всего.
P. S. Надо напомнить, что еще 15-25 лет назад к компьютерам относились так же предвзято, как сейчас к смартфонам и планшетам. Но многие современные взрослые стали успешными бизнесменами, или построили хорошую IT-карьеру только потому, что в свое время родители приобрели им компьютер — у детей было время и возможность научиться работать с электроникой.