Экономически развитые страны готовы пойти на многое, чтобы поднять свой престиж. Например, строят высоки, соревнуясь друг с другом. Иногда это может быть оправданно, но чаще это все же чисто имиджевые проекты, которые стоят непомерно дорого. Современным лидером высотного строительства стали ОАЭ. Там построили башню Бурдж-Халифа, высота которой достигает 828 метров. Известно о дальнейших планах этой страны по возведению здания общей высотой в 1000 метров. И первая цифра и вторая производят впечатление, но какова максимально возможная высота небоскреба сегодня?
Интересен чисто технический вопрос и то, есть ли какие-либо объективные ограничения в строительстве высотных зданий. Ответ на этот вопрос требует изучения уже имеющегося опыта и знания материальной части. Оказывается, несколько десятков лет назад советские архитекторы Тровуша и Никитин спроектировали для Японии здание высотой в 4000 метров.
Инженеры постарались учесть все аспекты от систем жизнеобеспечения и коммуникаций до возможностей противостоять мощным ураганам и землетрясениям. Диаметр основания, согласно проекту, составлял 800 метров, а само здание делилось на 4 уровня. Проект был вполне жизнеспособен, но сравнительно дорог, и японцы в последний момент отказались от его реализации из-за больших затрат.
Если рассматривать только технологические аспекты, то сегодняшний уровень развития строительной отрасли позволил бы воздвигнуть небоскребы высотой до 10 – 12 тысяч метров. Здания большей высоты будут оказывать слишком большую нагрузку на грунт. Единственным выходом уменьшить нагрузку может быть только использование более широкого основания.
Ученые подсчитали, что для 4-километровой высотки основание должно иметь площадь не менее 4 000 кв. метров. При использовании прочных, но легких конструкционных материалов, теоретически можно выстроить и более высокое здание. Но в этом случае его стоимость существенно возрастет, ведь высокотехнологичные материалы крайне дороги и не производятся в таких масштабах.
Другим важным моментом, определяющим максимальную высоту небоскреба, является пригодность для жизни в нем людей. Так, на верхних этажах здания высотой 12 000 метров жить будет невозможно из-за крайне разреженного воздуха. Большинство людей начинают ощущать недостаток кислорода в воздухе на высотах от 6000 метров, а 20% людей на высотах от 4000 метров.
Теоретически можно обеспечить искусственную подачу кислорода на нужную высоту, но и это не решит всех проблем. Останутся проблемы с налаживанием коммуникаций и системы лифтов. Скорости подъема и спуска ограничены 65 и 45 км/час, соответственно. Более скоростные лифты могут вызвать проблемы со здоровьем.
Вообще, можно решить большинство проблем технического характера, но в этом случае здание и его обслуживание станут слишком дорогими.