«Русак К-10» — отечественный вездеход на водородном топливе
Одним из перспективных направлений в автомобилестроении является водородное. Этот вид топлива является экологически чистым, ведь при его сгорании не образуются вредные выбросы. Инженеры российского научного центра МФТИ разработали первый в России вездеход, работающий на водороде. Машина получила название «Русак К-10» и способна покрывать расстояния до 500 километров по снежному насту на одной заправке.
Машина существует в виде действующего прототипа, который еще предстоит испытать. Отмечается, что вездеход может быть использован в качестве мобильной базы для работы и исследований в суровых условиях российского Севера. Она укомплектована шинами низкого давления и может с легкостью преодолевать водные преграды. Разработка имеет вес 12,5 килограммов и габариты 12х2,9 метра при высоте 3,6 метра. Внутреннее пространство допускает перевозку до 8 человек, а скорость движения может достигать 60 км/час.
Инженеры на славу потрудились, адаптировав для вездехода силовую установку, работающую на водородном топливном элементе. Для его питания предусмотрены 6 высокопрочных баллонов общей емкостью 1200 литров. Полученная энергия подается на батарею литий-ионных аккумуляторов, которые отдают ее синхронным электродвигателям суммарной мощностью 180 кВт на постоянных магнитах. При необходимости можно увеличить запас хода, модернизировав систему подачи и хранения водорода на борту.
Экспериментальный образец будет испытан в самых сложных районах Ямала. Тесты в суровых условиях позволят проверить на деле правильность решения инженерных задач. Вездеход разрабатывался под специфику задач Международной арктической станции «Снежинка», которая будет в течение нескольких лет построена в гористой местности Урала. Для разработки вездехода МФТИ привлек партнеров – компании, специализирующиеся на постройке спецтехники для Севера.
Тем временем вездеход Unimog, которым владел Арнольд Шварценеггер, выставлен на торги.