Возможности торговых сетей и отдельных граждан несопоставимы, поэтому в России принят и действует «Закон о защите прав потребителей», воспользоваться которым можно, если был приобретен некачественный товар. Но сейчас защиты требуют не только потребители, но и продавцы, столкнувшиеся с проявлениями «потребительского экстремизма», носящими массовый характер. Ушлые молодчики пытаются «отжать» у ритейлеров солидные денежные суммы, формально действуя в законном поле. Продавцы намерены решить проблему, доказывая факты мошенничества в суде. Как работает схема?
В магазин приходит человек и покупает за свои деньги смартфон или какую-либо другую дорогостоящую электронику. Далее приобретенное устройство намеренно повреждается так, чтобы неисправность можно было выдать за заводской брак. Мошенник обращается в экспертное бюро, получает заключение и обращается с требованием выплат сначала в магазин, а затем и в суд. Часто за компенсацией обращаются одни и те же люди, а наиболее популярной категорией товаров стали дорогие смартфоны. Ритейлеры видят проблему не только в самом факте мошенничества, но и в том, что в нем охотно принимают участие эксперты, главным качеством которых должна быть беспристрастность.
Если суд признает правоту покупателя, он обязует магазин не только компенсировать стоимость самого товара, но и присуждает уплату штрафа в размере 50% от этой выплаты. Если же потребитель намеренно не торопится получать средства, то за каждый день просрочки начисляется еще 1% пени. Таким образом, уже через год «потребитель-экстремист» может получить сумму, втрое превышающую изначально присужденной компенсации втрое! Проблема была недавно озвучена представителями торговой группы «М.Видео-Эльдорадо», но затрагивает и остальные сети бытовой техники и электроники, работающие на территории России.
Тем временем продуктовый ритейлер «Лента» тестирует умного робота-уборщика.