В космической отрасли наметился новый тренд. Это отказ от одноразовых ракет-носителей в пользу многоразовых. Такой подход основывается на уменьшении стоимости пусков, что становится крайне важным показателем при увеличении их количества. Космическим компаниям нужны многоразовые ракеты, способные доставлять полезную нагрузку на орбиту с минимальными затратами. Подобные идеи находят своевременными не только такие зарубежные компании, как SpaceX и Blue Origin, но и российская компания Роскосмос.
Компания на своем сайте рассказала о подробностях нового проекта. Новая проектируемая ракета «Амур» должна стать не только экономически привлекательным средство доставки грузов в космос, но и быть невероятно надежной. Российские инженеры применили несколько важных новаций, который сделают ее уникальной. Это позволит успешно конкурировать с крупнейшими брендами, предлагающие космические пуски, как товар. Ключевой деталью «Амура» будет используемое топливо.
Предполагается отказаться от пары «метан-кислород», заменив смесь газов чистым метаном. Это топливо более привлекательно не только по техническим соображениям, но и по экономическим. Оно не только самое дешевое на сегодняшний день, но и самое чистое. Как сообщают разработчики оно практически не оставляет нагара, что крайне важно именно для ракет-носителей, ориентированных на многократное использование. К слову сказать, американцы из SpaceX рассматривают именно метан, как топливо для корабля во время миссии к Красной планете.
Метан нередко подвергается критике из-за его невысокой плотности. Это может потребовать больших по объему баков и привести к увеличению общего веса конструкции. Однако, в Роскосмосе нашли решение и этой проблемы. Газ можно охладить до сверхнизких температур и поместить в баках стандартных размеров без увеличения веса ракеты.
Если говорить о экономических аспектах, то Роскосмос имеет еще одну возможность удешевить пуски. «Амуры» будут запускаться с космодрома Восточный. Буквально по соседству с ним, всего в 50 километрах, расположено газовое хранилище Газпрома. Если проложить ветку газопровода от него до космодрома, затраты на заправку ракеты топливом существенно снизятся. Нашлась возможность и увеличить надежность. Ракета-носитель «Амур» будет состоять из порядка 2000 деталей, тогда как в «Союзах» их количество превышало 4 500. Уменьшив число деталей и компонентов и уделив внимание к их качеству, можно достигнуть заданного уровня надежности.
Роскосмос не скрывает, что ракета «Амур» проектируется с учетом возможных перспектив. Расчетный вес нагрузки достигает 10.5 тонн, что на две тонны больше, чем мог поднять «Союз». Если же использовать одноразовый вариант (разрабатывается и такой), то полезная нагрузка может быть увеличена до 12.5 тонн. При этом увеличился до 5,1 метра диаметр обтекателя. Это конструкторское решение позволит поднимать в космос габаритные аппараты, которые могут появиться в будущем. На первом этапе испытаний планируется осуществлять по 10 пусков с использованием одной первой ступени. В будущем число ее применений может быть увеличено до 100.