Инженеры из Корейского института KAIST реализуют крайне амбициозный проект. Он заключается в разработке интеллектуального робота-гуманоида. Ожидается, что в будущем такие роботы могут быть использованы в качестве пилотов реактивных самолетов. Такой подход позволит исключить работы по изменению архитектуры кабин уже выпущенных самолетов.
Умная машина высотой 150 сантиметров выполняет все операции пилота. Робот следит за показаниями бортовых приборов и реагирует на возникновение нештатных ситуаций с большей скоростью, чем профессиональные пилоты. Ему не страшны длительные перелеты – он не испытывает утомления. Даже сложные метеорологические условия машина выдерживает с честью. Также ему не требуется тщательное изучение полетных инструкций – робот хорошо запоминает их, опираясь на языковые модели.
Использование таких роботов может быть альтернативой БПЛА, управляемым дистанционно. Важным преимуществом машины-пилота является отсутствие необходимости переучиваться при «пересадке» на другие модели самолетов – роботу достаточно переключиться на другой режим работы. Ученые разрабатывают комплекс программ для обучения «ИИ-пилотов». В их основе лежат широкие возможности ChatGPT. Планируется заменить такими роботами людей во время полетов в экстремальных условиях. В перспективе роботы Pibot могут заменить военных летчиков в национальных ВВС уже к 2026 году, что обеспечит повышение их боеспособности.
А российские инженеры из Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения работают над роботизированной системой, способной выполнять непростую задачу — обслуживание линий электропередач. Конструктивно она будет состоять из двух компонентов – непосредственно роботов и математической модели, на которую будет возложено управление их работой.