Ученые из США разработали подход, позволяющий беспилотным автомобилям принимать решения с учетом моральных аспектов. В основе метода лежит модель «Агент-Действие-Последствие» (ADC), которая анализирует три ключевых компонента: мотивы водителя, его действия и конечный результат этих действий. Большинство дорожных ситуаций связано не с глобальными этическими дилеммами, а с повседневным выбором вроде превышения скорости на 5 миль или полной остановки перед знаком «Стоп». Именно эти, казалось бы, незначительные решения формируют общую картину дорожной безопасности.
В эксперименте участвовали 274 профессиональных философа с разными этическими подходами — утилитаристы, деонтологи и приверженцы этики добродетели. Им предлагалось оценить различные дорожные сценарии с точки зрения моральной допустимости. Удивительно, но все философские школы пришли к единому мнению относительно этичности тех или иных решений за рулем. Это означает, что можно создать универсальную систему моральных оценок для автономного транспорта, которая будет приемлема с разных философских позиций.
Традиционные исследования фокусировались на экстремальных ситуациях, но новый метод рассматривает повседневные дорожные ситуации. Результаты показывают, что положительная оценка всех трех компонентов модели ADC — благих намерений агента, правильных действий и благоприятных последствий — однозначно свидетельствует о моральной приемлемости решения.
Разработчики подчеркивают, что их метод в отличие от абстрактных философских дилемм, этот подход учитывает реальные дорожные ситуации, с которыми сталкиваются обычные водители каждый день. Результаты открывают новые перспективы для создания автономных транспортных систем, способных не только соблюдать ПДД, но и учитывать моральные аспекты принятия решений.
Тем временем беспилотные грузовики Aurora вышли на американские трассы.
