Про то, как в России кладут асфальт и делают дороги, сложено немало баек и придумано анекдотов. Дороги из совершенно нового асфальта уже через несколько месяцев покрываются паутиной трещин, на них появляются выбоины. Естественно, дороги, покрытые таким асфальтом не будут служить долго. Однако, пенять только на нерадивость дорожных рабочих и несоблюдение ими технологии не стоит. Проблема, как оказалось гораздо глубже. Об этом может свидетельствовать и то, что качество современного асфальта снизилось не только в России, но и в других странах.
Чтобы разобраться в проблеме, ученым пришлось еще раз внимательно изучить состав асфальта, технологии его приготовления и укладки на дорогу. Собственно говоря, то, что мы называем асфальтом является асфальтобетоном из-за того, что в его состав входят такие компоненты, как щебень и песок, минеральный порошок и битум. Так, минпорошок, являющийся смесью известняка с отходами производства, придает асфальту определенную прочность и упругость. А смесь углеводородов, называемая битумом, является надежной связкой, соединяющей все компоненты. Несмотря на то, что состав асфальта за всю историю его существования принципиально не менялся, старые образцы оказались гораздо прочнее современных.
Ученые из Японии выяснили это, изучив сотни образцов асфальта разного возраста, привезенных из разных регионов мира. Все они прошли изучение в магнитном томографе – исследователи заглянули внутрь образцов, не разрушив их. Исследование не позволило сделать сенсации, но одно важное наблюдение все же было сделано. Оказывается, в новом асфальте больше примесей, чем в старом. Это такие химические соединения, как фталаты и фосфаты. Их содержание не превышает 0,25%, но имеет крайне важное значение. Чем больше примесей, тем более хрупким становится асфальт. Так же на прочность влияет и ингредиент, придающий водоотталкивающие свойства.
Из всего этого исследования производители асфальта могут вынести только один важный вывод – нужно следить за отсутствием примесей в составе асфальта. Дорожным строителям стоит скорректировать технологию укладки. Так же стоит принять во внимание особенности климата – дождевая вода проникает в поры и, затем, с наступлением морозов превращается в лед, который расширяясь становится причиной появления трещин.