Совершенно новый подход к окрашиванию поверхностей предложили специалисты Университета Центральной Флориды. Они подсмотрели его у бабочек. Как известно, их крылья окрашены в самые разные яркие цвета. На самом деле, они вообще не окрашены, но покрыты некой структурой, состоящей их мельчайших чешуек. Мы же видим пестрые цвета на их крыльях только потому, что сложная форма поверхности хорошо отражает свет. Исследователи рассмотрели это явление детально. На его основе и было разработано уникальное покрытие, получившее название «плазмонной краски».
Чтобы воспроизвести эффект, который был обнаружен на крыльях бабочек, ученые использовали крошечные чешуйки из алюминия. Они, в свою очередь, также были покрыты наночастицами из оксида алюминия. Затем, получившийся металлический порошок был залит смолой из полимера, чтобы получилось вещество, пригодное для нанесения на поверхности. Меняя его концентрацию и способ взаимного расположения частиц в полимере, можно добиваться от покрытия возможности отражения различных длин волн света. Человеческий глаз при этом будет наблюдать различные цвета. Технология уже заинтересовала крупные компании, которые допускают ее коммерциализацию.
Стоит отметить, что в отличие от красок на базе синтетических компонентов, алюминиевая краска практически не несет вреда. При этом она обладает фантастической площадью отражения. Для достижения нужного уровня яркости ее можно наносить очень тонким слоем. Сделав определенные расчеты, ученые установили, что для окрашивания корпуса авиалайнера Boeing 747 необходимо не более 1400 граммов плазмонной краски. Сейчас на эту же операцию тратится порядка 500 килограммов традиционной. Применение нового покрытия позволит сделать воздушные суда более легкими, что является большим преимуществом технологии.
Разработчики сообщают о том, что даже тонкое покрытие не подвержено износу и не выгорает под прямыми солнечными лучами. Срок его службы крайне велик, но важно не допускать механических повреждений. Ученые утверждают, что краска не нагревается. Экспериментально доказано, что окрашенные, таким образом, поверхности оказываются до 17 градусов по шкале Цельсия холоднее, чем участки тех же деталей, покрытые традиционными красками. Пока ученые обнаружили только один минус у «плазмонной краски». Он заключается в слишком высокой ее цене. В то же время есть основания полагать, что технология будет более дешевой, если производство покрытия станет массовым.