Искусственный интеллектПрограммное обеспечениеСтраницы истории

Разговор с машиной. Первые чат-боты, история развития

В 1950 году Алан Тьюринг, блестящий британский математик, криптолог, один из основоположников информатики и автор концепции «машины Тьюринга» предложил технологию, которую мы сегодня называем тестом Тьюринга, или «тестом на человечность». Машину, которая успешно сдает этот тест, невозможно отличить от живого человека во время общения. В статье перечислены и описаны первые чат-боты и история их развития.

Первые чат-боты. История

ELIZA — машина как «психоаналитик»

В 1966 году Йозеф Вейценбаум разработал программу под названием ELIZA. Фактически, это был один из первых чат-ботов или программ для общения. Людям, которые общались с ней, казалось, что они разговаривают с психоаналитиком. Программа привлекла большое внимание, главным образом потому, что она стала первой, которая смогла «обмануть» человека.

Сам Вейценбаум четко заявил, что ELIZA абсолютно неразумна, поскольку она не совсем точно анализировала содержание высказываний и вопросы человека. И все потому, что вычислительной мощности, доступной в то время (1960-е годы), было недостаточно.

ELIZA работала на довольно простой схеме распознавания определенных ключевых слов (введенных человеком) и генерировала предварительно запрограммированные, универсальные ответы. Простой, поверхностный анализ входных данных создавал иллюзию того, что машина «понимает».

Подход Вейценбаума оказался настолько эффективным, что его по сей день копируют простые чат-боты, доступные в информационном пространстве.

Поговорить с ELIZA

Первые чат-боты A.L.I.C.E. — совершенно новый уровень «интеллектуальной беседы»

В 1995 году в мире появился код A.L.I.C.E., который напоминал женское имя, но на самом деле это была аббревиатура от «Artificial Linguistic Internet Computer Entity». В начале 21 века данная программа трижды удостаивалась премии Лёбнера, которая присуждается «говорящим» алгоритмам (и роботам).

A.L.I.C.E. — первый чат-бот, использующий специальный язык разметки под названием AIML, разработанный специально для разговоров с машиной. Сегодня AIML широко используется во многих чат-ботах и простых диалоговых программах.

Следует отметить, что A.L.I.C.E более продвинутая программа, чем вышеупомянутый чат-бот ELIZA, но в ней используются аналогичные методы для анализа входных данных и поэтому она лишена «понимания» контекста. Машина не рассуждает логически и не может интерпретировать утверждения так, как это делает человеческий разум.

Jabberwacky — первый чат-бот, который учится

Следующим этапом развития разговорных программ стал чат-бот Jabberwacky (переводится как «Бармаглот»). Данный код, в отличие от предыдущих, мог не только обрабатывать входные данные и искать шаблоны, с которыми можно было сопоставить конкретные ответы, но и обладал определенной способностью узнавать новые ответы и понимать контекст в зависимости от взаимодействия с пользователем.

Это было абсолютным новшеством — вместо встроенной в программу статической базы данных, чат-бот получил способность учиться. Но все же это был не универсальный разговорный ИИ, а просто машина, которая стала лучше «притворяться» человеком.

Cleverbot — разговаривает с людьми

Код чат-бота Cleverbot был создан в прошлом веке, но разрабатывался он на протяжении многих лет. Основное отличие этого алгоритма от старых диалоговых программ заключается в том, что в нем нет базы данных с запрограммированными ответами.

Cleverbot был официально протестирован с помощью теста Тьюринга в 2011 году. 59,3% из 1334 респондентов (наблюдатели, которые должны были определить, является ли собеседник человеком или машиной) были уверенны, что Cleverbot является человеком.

Facebook — Мекка для ботов

В 2016 году Facebook позволил программистам со всего мира создавать чат-ботов на своей платформе. За первые шесть месяцев после открытия API Messegner было создано 30 000 ботов. В сентябре 2017 года их количество превысило 100 тысяч и продолжает расти.

Сегодня функциональные возможности ботов, работающих на платформе Facebook Messenger, выходят далеко за рамки простого общения. Еще в 2018 году Facebook подал патент на функцию совершения платежей с помощью ботов Messenger.

В настоящее время чат-боты стали еще одной формой взаимодействия машин с людьми. Но несмотря на систематическое технологическое развитие и увеличение вычислительной мощности, таких алгоритмов, которые могли бы вести разговор как представитель Homo sapiens, до сих пор не существует.


Следите за нашими статьями в удобном для вас формате
ДзенДзен

Артур Акопян

Стремясь писать понятно, интересно и увлекательно, я использую простые слова, яркие примеры и визуальные материалы. Моя цель - не только информировать, но и вдохновлять, мотивировать и образовывать свою аудиторию.

Добавить комментарий

Back to top button