Такой алгоритм пытались создать и раньше. Например, сотрудники Копенгагенского университета показывали модель ИИ, которая определяет эмоции свиньи по хрюканью. Другая нейросетка — DeepSqueak — помогала понять, испытывают ли грызуны стресс. Для этого она анализировала их ультразвуковые сигналы.
Но сотрудники некоммерческой организации Earth Species Project (ESP) решили пойти дальше — они хотят, чтобы их инструмент работал со всеми видами животных — «от червей до китов».
За основу учёные взяли модель, которую иногда используют для перевода далёких друг от друга человеческих языков. Для этого они берут векторное представление слов — грубо говоря, размещают слова на геометрической фигуре.
Чем ближе они по значению, тем ближе расположены друг к другу. Например, слово «котёнок» будет стоять рядом с «кошкой», но очень далеко от «ракеты» — их крайне редко используют в одном предложении.
Во многих языках получаются похожие геометрические фигуры, потому что связи между словами везде близки. В некоторых случаях достаточно «перевернуть» фигуру, чтобы найти на них общие точки. Такой алгоритм позволяет более-менее точно переводить языки по геометрическим фигурам.
Пока что универсальный переводчик — это скорее концепт. Учёным ещё нужно решить множество мелких вопросов. Например, у ESP уже есть ИИ-модель, которая умеет различать, какая особь в группе издаёт больше звуков. Алгоритм протестировали на свисте дельфинов, криках макак и писке летучих мышей.
Ещё один проект поможет понять функциональные значения звуков горбатых китов. К млекопитающим прикрепляют небольшие устройства, которые фиксируют местоположение, тип движения и звуки. Затем все данные «скармливают» ИИ. Алгоритм учится автоматически определять, что делает животное: ест, путешествует или общается.
Некоторые учёные скептически относятся к работе ESP. Профессор психологии Пенсильванского университета Роберт Сейфарт говорит, что животные издают гораздо меньше звуков, чем люди. Поэтому одни и те же крики могут обозначать разные вещи в зависимости от контекста — это основная сложность для ИИ.