Обратная сторона Atomic Heart: как сделать шутер, чтобы не получить «самострел»

Разбор популярной видеоигры от эксперта в сфере интеллектуальной собственности

Обратная сторона Atomic Heart: как сделать шутер, чтобы не получить «самострел»

Компьютерная игра — итог усилий большой команды специалистов в разных областях: от художников и дизайнеров до сценаристов, музыкантов и технологов. Но помимо оригинальных «фишек», придуманных творческим коллективом, в играх, как правило, используют значительное количество РИДов (результатов интеллектуальной деятельности), которые были созданы другими.

Не исключение и нашумевший шутер Atomic Heart, выпущенный месяц назад российской студией Mundfish. Игра стала лучшей премьерой года и опередила по популярности множество конкурентов в Steam и на Xbox, даже Hogwarts Legacy по вселенной «Гарри Поттера». Есть у нее и еще одно бесспорное преимущество — грамотное использование наряду с передовой ИТ-технологией творческих достижений… далекого прошлого.

Шутер в стиле ретро-футуризма погружает действие в атмосферу «альтернативного» СССР 50-х годов. Разумеется, это не хроникальный материал, но с узнаваемыми атрибутами того времени и советскими хитами. Тут встречаются плакаты и обложки популярнейшего прежде журнала «Техника — молодёжи», мелькает название повести Стругацких «Понедельник начинается в субботу», образ зайца-робота перекликается с персонажем из «Ну, погоди!».

Управляющая портфелем IT-проектов Ассоциации IPChain Валерия Брусникина на примере Atomic Heart комментирует важнейшие для создателей геймдева моменты с точки зрения корректного и безопасного управления интеллектуальной собственностью, в том числе с применением современных цифровых инструментов.

Как защитить свой программный код?

Фактически его автор автоматически становится обладателем исключительных прав в момент создания, но это не предотвращает возможности незаконного использования. Доказательством авторства в таком случае может стать свидетельство о депонировании, которое стоит оформить заранее, пока результаты творчества еще не обнародованы. Его можно получить на специальном сервисе SAVECODE. Очень важно защитить и промежуточные коды, и финальный. Если создатель игры лично не является ее разработчиком и нанимает специалистов, вкладывая свои финансовые средства в реализацию продукта, очень важно заключить договора со всеми исполнителями о передаче юридическому лицу исключительных прав на его использование. Сервис также автоматизирует процесс формирования всех сопутствующих документов.

Альтернатива для героев

Персонажи видеоигры могут быть защищены как объекты авторского права или товарные знаки — все зависит от целей их использования и специфики коммерческих отношений, которые правообладатель планирует выстраивать с потенциальными партнерами. Например, на следующий день после официального релиза Atomic Heart российский производитель контрацептивов Vizit анонсировал специальную коллекцию презервативов с героями игры. В этом случае необходимо разрешение на использование именно товарных знаков. Зарегистрировать их поможет n’RIS и «Онлайн Патент», а получить разрешение на их использование – платформа IPEX, которая не только проверит чистоту прав, но и автоматизирует сделку.  Еще одно отличие объектов авторского права и товарных знаков в том, что защита первых не имеет территориальных границ, а вторых — привязана к конкретной территории.

Можно ли купить готового героя?

Не только его, но и любой другой атрибут. Например, совсем недавно создатели шутера CS:GO продали фанату из Китая украшение для автомата АК-47 из своей игры по цене квартиры — за 1,095 юаня, что равно 12 млн рублей по текущему курсу. Говоря о подобных кейсах на российском рынке, около месяца назад компания «Метеор Лифт», которая раньше была подразделением международного бренда Otis Worldwide, приобрела у «Союзмультфильма» лицензию на использование образа игрока команды «Метеор» из советского мультфильма «Шайбу! Шайбу!».

Право на пародию

В Atomic Heart ученый Домов Григорий Лориевич — явная аллюзия на доктора Грегори Хауса из популярного сериала «Доктор Хаус», которого играл Хью Лори. Косплеи на известных персонажей, конечно, подразумевают заимствование. Если, например, создатель игры использует оригинальный облик, одежду героя, которые защищены как объекты авторских прав, ему также необходимо получить юридическое разрешение во избежание проблем.

Выбор оружия и реквизиты

Без него не обходится ни один шутер, и Atomic Heart — не исключение. В игре нет прямых заимствований советского оружия, но названия «Калаш» и «ПМ» говорят сами за себя. Они похожи на оригиналы, но не копируют их полностью, а значит — могут использоваться в таком виде. Различные виды оружия, техники и другого реквизита в играх могут быть защищены как объекты авторского права, товарные знаки и промышленные образцы. Если взятые за основу созданные ранее объекты являются, например, зарегистрированными промышленными образцами, важно проанализировать, насколько отличается дизайн новых. При схожести до степени смешения и отсутствии разрешения на использование оригинальных объектов со стороны правообладателей могут возникнуть вопросы.

«Музыка нас связала»

Именно этот знаменитый трек группы «Мираж» прозвучал в трейлере к игре, который был заблокирован из-за жалобы представителей музыкального коллектива. Они утверждали, что песня использовалась незаконно, хотя студия Mundfish специально получила права на нее у «Национального Музыкального Издательства», где разработчикам показали лицензионный договор с композитором об использовании трека. Согласно этому договору, он передал внушительный перечень прав, включая право на переработку.

Так или иначе, создатели шутера решили не обострять конфликт, но, задумав взять в игру непременно советские шлягеры, обратились за музыкальным оформлением на платформу медиаконтента IPEX, где можно приобрести права на использование композиций, звуковых эффектов, фото, видео и других объектов интеллектуальной собственности. Там они получили права на фонограммы таких известных песен, как «Миллион алых роз», «Арлекино» и «Звездное лето» в исполнении Аллы Пугачевой, фрагментов балета «Чиполлино» Карена Хачатуряна.

Эти композиции, а также «Трава у дома» группы «Земляне», «Комарово» Игоря Скляра и другие культовые произведения советского времени в переработке добавили яркости оформлению Atomic Heart. 6 марта 2023 года альбом с саундтреками к игре, выпущенный ZVONKO digital, возглавил российский чарт Apple Music, а «Комарово» — рейтинг «Яндекс Музыки».

Чтобы использовать в игре уже готовые треки, нужно всегда помнить о лицензировании: приобрести права на сам объект авторского права, на его исполнение и фонограмму. Причем лицензия должна быть выдана для создания конкретного сложного произведения с его подробным описанием. Если же команда разработчиков сочиняет свои авторские треки или, как в случае с Atomic Heart, ремиксы на знаменитые хиты, которые зазвучали по-новому и вызвали бурный интерес у публики, их можно монетизировать не только на стриминговых платформах, но и посредством сервисов аудиобрендинга, таких как FONMIX. Тогда они смогут зазвучать в магазинах видеоигр, клубах для геймеров, других подобных публичных пространствах, а также на тематических вечеринках и премиях.

Дьявол в мелочах

В Atomic Heart много деталей и образов из прошлого: плакаты и обложки журналов «Техника — молодёжи», «Крокодил», «Пионер», агитплакаты, монументы «Родина-мать», «Рабочий и Колхозница», другие памятники скульптуры, искусства, архитектуры. Они изменены, но узнаваемы. Используя такие объекты в игре для погружения в историческую эпоху, важно тщательно проверять срок их правовой охраны. В СССР он составлял 50 лет с момента смерти создателя или последнего соавтора, сейчас — 70 лет: отсчитывая время, нужно ориентироваться на законодательство, которое действовало на момент создания объекта.

Не стоит забывать, что произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства — в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов, объектов видеоигр и других визуальных производных — тоже являются охраноспособными. По этой причине, создателям компьютерной игры Spider-Man: Miles Morales пришлось убрать из своего проекта модель Крайслер-билдинг — из-за неудачных переговоров с владельцами интеллектуальных прав на образ этой всемирно известной достопримечательности Нью-Йорка.

Без специального разрешения можно использовать лишь городские пейзажи, виды улиц, исторические личности. Если, конечно, речь идет не о копии героя фильма, допустим, царя из «Иван Васильевич меняет профессию» в исполнении гениального Юрия Яковлева.

Игра по правилам

Создавая геймплей, важно не только придумать сценарий, собрать команду, просчитать бюджет, договориться с дистрибьюторами, но и уделить особое внимание правовым аспектам: понять, собираетесь ли вы заимствовать какие-то известные образы, как сможете защитить себя от незаконного использования результатов своей интеллектуальной деятельности. А необходимый контент сегодня в избытке на различных цифровых платформах, которые стремительно развиваются и постоянно пополняют свои каталоги.


Следите за нашими статьями в Telegam, Дзен, VK и OK
Exit mobile version