Вообще, выдавать себя за кого-то другого нехорошо и даже уголовно наказуемо. Но мы рассматриваем совсем не таких самозванцев, а людей, которые имеют некоторую склонность сомневаться в своем профессионализме и компетенциях. Такое состояние называют «синдромом самозванцев», оно появилось в медицине в конце 1970-х. Людей с таким синдромом очень много. Скорее всего, и вам тоже приходилось ощущать все его неудобства хотя бы раз в жизни.
Однако, ученые решили более детально разобраться во всех подробностях синдрома и провели целое исследование, охватившее более 3600 сотрудников разных компаний. Оказалось, что «синдром самозванца» может быть даже полезен. Люди, страдающие им, способны лучше работать в команде, добиваться результатов сообща, и умеют лучше выстраивать коммуникации с окружающими их людьми. Это наблюдение было подтверждено и руководителями, имеющими в своем подчинении таких сотрудников.
Выполнение работы выстраивается ими на таком фундаменте, как неудовлетворенность собой. Это обстоятельство заставляет их делать больше, чем другие сотрудники, более уверенные в себе и своих профессиональных качествах. Люди же, страдающие синдромом, склонны прилагать большие усилия, что вызывает большую удовлетворенность у клиентов и отмечается начальством. Исследования затронули врачей-стажеров и сотрудников фирмы, занимающейся инвестициями. Клиенты отзывались о работниках с синдромом, как о более внимательных и чутких к их пожеланиям.
Однако, культивировать и поддерживать в своих работниках «синдром самозванца» опасно. Синдром может нанести психике ощутимый вред. У таких людей, как правило, снижена самооценка. Если такой сотрудник работает в условиях, где нет развитых коммуникаций и вынужден зацикливаться на себе и работе, то результат может стать ярко отрицательным. Но, чаще всего, синдром теряет свою актуальность со временем – люди взрослеют и набираются опыта. Это заставляет их все меньше тревожиться о том, что они могут показаться окружающим некомпетентными.