Первая версия или прообраз матрицы в реальном мире существует очень давно — это интернет. Кстати, он появился после начала ядерной гонки, а «Матрица» из фильмов Вачовски — после ядерной войны. Совпадение?
Марк Цукерберг, когда официально анонсировал старт работы над созданием «метавселенной», назвал ее трехмерным интернетом, которым пользователи будут не потреблять контент, а находиться внутри него. Но основатель Facebook не питает иллюзий, поскольку на этом пока еще не освоенном рынке уже появились серьезные конкуренты.
Что такое метавселенная?
Сам термин «метавселенная» на самом деле старше «матрицы». Он появился в 1990-м году в киберпанк-романе Нила Стивенсона «Лавина». Действие книги происходит в 21 веке. На Земле установилась корпоратократия — это когда вся власть оказалась не у государства, а у крупных корпораций. Например, Лос-Анджелес, где проходят основные события «Лавины», уже не территория США, а корпоративная собственность. Не об этом ли мечтает мистер Цукерберг?
Реальный мир, описанный Стивенсоном, находится в хаосе и расколот на несколько государств и корпораций, а виртуальный — объединен в метавселенную. В романе метавселенная — это VR-мир, существующей наравне с реальной жизнью, внутри которого люди взаимодействуют друг с другом так же, как и в реальности. Оба мира переплетены: события в одном могут повлиять на жизнь в другом, а границы между ними условны.
Кстати, именно после «Лавины» стал популярным термин «аватар», а сама метавселенная немного похожа на фильм «Первому игроку приготовиться», с которым часто проводят параллели, рассказывая о ней.
Метавселенная Мэтью Болла
Концепцию метавселенных описывали многие, но самым известным является вариант венчурного инвестора Мэтью Болла. Итак, в метавселенной 7 характеристик:
- Метавселенная не может прекратиться: ее нельзя поставить на паузу, стереть или завершить.
- Действие внутри вселенной не зависит от внешних факторов, а все события происходят в режиме реального времени.
- Нет ограничений по числу тех, кто населяет метавселенную.
- В метавселенной существует своя экономика, т.е. люди должны получать деньги за проделанную работу, владеть, распоряжаться и продавать имущество. Это одна из ключевых характеристик.
- Метавселенная включает в себя элементы реального мира, т.е. пользователь использует, например, свой реальный ноутбук и работает на нем, находясь в виртуальном пространстве.
- Обеспечение совместимости данных и цифровых активов с разных платформ. Например, пользователь хочет купить вещь в Counter-Strike или машину в Need for Speed и продать ее другу в Facebook.
- Метавселенная должна быть наполнена контентом и опытом, которые создают пользователи: как отдельные люди, так и организации.
Но если говорить о том, зачем все это нужно, то можно выделить три глобальных направления. В метавселенной люди могут:
- работать;
- общаться;
- образовываться.