Давным-давно идет уже спор о том, какое оружие лучше, российское (советское) или американское. Если хорошо расстараться и приложить талант красноречия, можно доказать обе точки зрения, но нам важно то, что есть на самом деле. Например, в вопросах конструкции боевых подводных кораблей. Известно, что российские и американские субмарины отличаются принципами конструкции корпусов. При этом военные инженеры и в РФ, и в США уверены, что именно их подходы являются лучшими. Так, чьи субмарины лучше?
Вообще, известны 4 типа корпусов для подводных лодок, которые образуются сочетанием легкого и прочного корпусов. Самыми простыми и дешевыми в изготовлении являются лодки однокорпусной конструкции. Этот подход признан в Америке основным по ряду причин. Прежде всего, такие ПЛ имеют только прочный корпус, а легкий корпус присутствует лишь на палубе.
Такие лодки более экономичны, располагают меньшей массой и габаритами, показывают лучшую маневренность и скорость при меньшей мощности силовой установки. Недостатки проявляются в меньшей выживаемости, большей уязвимости и меньшем запасе плавучести. Но даже сейчас в США предпочитают строить субмарины, используя такой принцип.
Российские инженеры признают лучшим другой подход. Практически все российские и советские подводные лодки двухкорпусные. Они имеют прочный корпус и, покрывающий его полностью, легкий корпус. При этом значительная часть оборудования устанавливается поверх прочного корпуса, что позволяет увеличить пространство внутри него.
Такие подводные лодки характеризуются большей живучестью и способны сохранить жизни экипажу даже если часть отсеков затоплены. К минусам же можно отнести меньшую маневренность, более длительное время всплытия и погружения, усложнение конструкции систем балласта. Практика эксплуатации показала, что такие лодки показали себя с лучшей стороны.
Также существует компромиссный вариант корпуса – полуторный. В этом случае легкий корпус покрывает прочный не на все 100%. Как правило, незащищенным остается днище субмарины. Такие подводные корабли строились только в 60-е годы прошлого века и сейчас от них практически полностью отказались. Дело в том, что экономия на материалах и упрощении конструкции оборачивается снижением ключевых показателей надежности и живучести.
Сравнительно редко встречаются и многокорпусные субмарины. Их корпус образуется чередованием участков прочного и легкого корпусов. Они сложны и дороги и по этим причинам распространения не получили. Оценив подходы американских и отечественных конструкторов, можно понять, что они продиктованы разными приоритетами. Если в США строили субмарины, стремясь по максимуму экономить, то в СССР и России главной задачей было обеспечение лучшей выживаемости корабля и экипажа.