Всего один популярный мем может сделать его создателя богатым на всю жизнь.
Мем «Ничоси!»
Простейший рисунок, ставший мемом, может стоить миллионы долларов. «Ничоси!» — скажите вы. Именно столько мог бы принести этот популярный мем своей создательнице Дарье Барсук. В 2013 году она просто нарисовала граффити-мем на странице подруги во «Вконтакте». Обе посмеялись и забыли, но вскоре эта картинка стала вирусной и разошлась по всему интернету.
Мем с непонятным кричащим существом стал настолько популярным, что даже был символом фестиваля «Вконтакте» в 2016 году. Кроме того, интернет заполонила сувенирная продукция в стиле «Ничоси». По оценкам экспертов, Дарья могла бы заработать на роялти до $5 млн, но не получила ни рубля. Она не заключала никаких контрактов на использование мема, поэтому на ее творении заработали другие.
Мем «Наташ вставай, мы все уронили»
Ее тезка оказалась более прозорливой. Админ паблика про котиков Дарья Бородулина еще в декабре 2019 года придумала мем «Наташ вставай, мы все уронили». Но популярность он приобрел только в прошлом году, а 21 марта Дарья зарегистрировала товарный знак из-за того, что компании слишком часто использовали ее творение в своих корыстных целях.
Мем «Ждун»
Каждый из нас хоть раз видел Ждуна — эдакое существо непонятной формы, которое чего-то ждет. Изначально это была просто скульптура голландской художницы, но в России она стала сверхпопулярным мемом. Российская компания CD Land выкупила права на использование Ждуна, и недавно засудила «Мегафон», «Спартак» и Ozon на 30 млн рублей — за неправомерное использование.
Мем-компания IMGN Media
Иногда смешные картинки превращаются в большой прибыльный бизнес. В августе прошлого года Warner Music Group купила израильскую компанию IMGN Media за $85 млн. Чем же она занимается? Конечно, мемами! Компания создает мемы по заказу коммерческих организаций, а также ведет популярные тематические аккаунты.
Все это приносит ей не менее $10 млн ежегодно. Некоторые паблики с мемами стали успешными бизнесами: МДК, «Борщ», «Страдающее средневековье», «Лентач» и т.д. Они зарабатывают на рекламе, фирменном мерче и даже на книгах, а у некоторых в штате даже есть свои мемологи и пикчеры.
Мем как ген культуры
Кстати, мем — это абсолютно научное понятие. Ричард Докинз использовал это слово как «ген культуры» — единицу культурного кода. Популярность мемов заставляет миллионы пользователей каждый день выкидывать бессмысленные картинки в сеть в надежде, что они станут популярными и смогут принести огромные деньги. Возможно, прав был Илон Маск, когда написал твит: «Кто контролирует мемы, тот контролирует Вселенную».