Как российский «летающий танк» Т-80БВМ стал в Европе легендой?
Как и многие другие российские вооружения, танк Т-80 «вырос» из советского времени, которое, как ни крути, было очень славным. Так сложилось, что в конце 60-х СССР располагал только одним сравнительно современным на то время танком — Т-64. Машина имела как преимущества, так и недостатки, но конкурировать на равных с американской техникой не могла. Конструкторам была поставлена задача разработать «самый лучший» танк. Начиналась «холодная война» и такая боевая машина была очень нужна Советскому Союзу.
Инженерный блок взялся за разработку и уже скоро на стол руководства лег проект совершенно нового танка, располагающего газотурбинной силовой установкой. Ни один другой танк ничего подобного не имел! В 1969 году появились первые образцы, а в 1976, после многократных доработок, появился Т-80. Газотурбинный двигатель машины развивал 1000 л. с., а все ключевые успешные наработки Т-64 и Т-72 были использованы в его конструкции. Так у СССР впервые появился танк, равных которому не было у его потенциальных противников.
Но не все было в нем так хорошо, как бы этого хотелось. Машина получилась на редкость эффективной и надежной, а толщина броневых покровов делала ее практически неуязвимой. Танк развивал солидную скорость, но двигатель оказался очень прожорливым, а обслуживание его было очень дорогим, как и процесс изготовления. В СССР для него так и не смогли построить производственную линию. Но крест на нем не поставили, а решили глубоко модернизировать.
Его приемник, танк Т-80У, стал танком, обошедшим американский «Абрамс» на соревнованиях в ОАЭ. До сих пор присутствовавшие не могут забыть того, как Т-80У прыгнул на 14 метров на одном из трамплинов и после «мягкой посадки» продолжил движение к финишу, не сбавляя скорости. Хваленый «Абрамс» предпочел просто съехать с 1 трамплина, потеряв несколько секунд, а второй трамплин, вообще, объехал сбоку. В итоге советская машина пришла первой, получив титул «летающего танка».
Сегодня актуальна модификация Т-80БВМ, которой тоже есть чем удивить врага. Эта машина получила новый 1250-сильный мотор. При этом расход топлива удалось снизить в разы. За счет новой компонентной базы обслуживание стало более дешевым. Кроме того, конструкторы прокачали пушку, добавив систему автоматического сопровождения целей и новый прицел «Сосна-У». Танк получился славным, как и то время, когда была разработана его основа советскими инженерами. А на Западе военные НАТО отказались от дурной привычки сравнивать публично свои и российские танки.