В последние несколько лет растёт количество упоминаний Big Data в СМИ. Это связано с тем, что технологии больших данных применяются во многих компаниях, в том числе государственных учреждениях. Так, по итогам 2021 года объём рынка Big Data составил 162,6 млрд долларов, об этом сообщили специалисты MarketsandMarkets.
Разбираемся, что такое большие данные. Какие задачи маркетинга они помогают решить. Может ли их использовать малый бизнес.
Главное о Big Data
Обратимся к истории. Термин Big Data ввёл Клиффорд Линч, редактор журнала Nature. Он употребил новое понятие в номере 2008 года, темой которого стал взрывной рост мировых объёмов информации. В 2009 году термин уже встречался в деловой прессе. А в 2011-м консалтинговая фирма Gartner назвала Big Data одним из 10 IT-трендов.
Что же имеют в виду под большими данными? Big Data – это технологии сбора и систематизации огромного количества неструктурированной и структурированной обезличенной информации. Компании интерпретируют эти данные для различных целей – от изучения возможности успешного запуска нового продукта до определения целевой аудитории, которой покажут рекламу.
Заниматься сбором, хранением и анализом больших данных могут только крупные фирмы, у которых есть специальная инфраструктура и обученные специалисты. Среди иностранных разработчиков – это Oracle, Google, Microsoft, IBM. В России своя Big Data есть у компании МТС.
Тем не менее получить доступ к большим данным может любой бизнес. Например, платформа МТС Маркетолог использует Big Data МТС для показа рекламы тем людям, которые будут в наибольшей мере заинтересованы продуктом. Если предприниматель запустит кампанию через платформу, то найдёт клиентов с помощью этой технологии.
Big Data и реклама
Большие данные применяются в экономике, торговле, медицине и других областях. Если говорить о маркетинге, то здесь Big Data помогают:
- Изучить целевую аудиторию перед запуском рекламной кампании. Каков портрет целевой аудитории? Какие потребности клиентов стоит отразить в рекламном объявлении? Ответы на эти вопросы можно получить из анализа больших данных.
- Оценить удовлетворённость продуктом или сервисом. Чтобы улучшать товары и услуги, нужна статистика и грамотная интерпретация этой информации. Падение прибыли может служить индикатором того, что с продуктом что-то не так.
- Разработать продукт, который будет интересен аудитории и принесёт прибыль. Благодаря точным данным, бизнес может создавать новые товары и быть уверенным, что они не останутся без внимания клиентов.
Data-центры, которые собирают и хранят информацию, работают только с агрегированными и деперсонализированными данными. Таким образом, компания не получает доступа к информации о конкретном покупателе, но имеет возможность сегментировать аудиторию по схожим параметрам – интересам, географии, полу, доходу – и продавать продукт сразу многим.
Big Data соответствуют своему названию, так как открывают большие возможности для бизнеса. Как их использовать, каждый предприниматель решает сам.