В этом материале мы рассмотрим краткую историю эволюции мессенджеров — от отдельных настольных программ в первых компьютерных системах 80-х годов, до современных мобильных приложений.
Мессенджер — это приложение для мгновенной отправки мультимедийных файлов, стикеров, смайлов, голосовых, текстовых и видео-сообщений, а так же первое, что сегодня приходит на ум, услышав слова «напиши мне» или «свяжитесь со мной». Актуально узнать, как возникли и развивались мессенджеры все эти годы.
Первые попытки построить коммуникационную систему — были почти 40 лет назад.Как пытались решить проблему общения с появлением сетей
Мессенджеры стали массово использоваться в 1990-х. Однако, сама концепция для общения большого количества пользователей между собой с помощью электронных устройств, объединенных в унифицированную сеть, уходит своими корнями середины 1960-х. Да, не удивляйтесь: система обмена данными в режиме, приближенном к реальному времени, под названием Compatible Time-Sharing System (CTSS) была создана в Массачусетском Технологическом институте (MIT) еще в 1961 году (большинство наших читателей на то время еще даже не родились).
В рамках этого экспериментального проекта до 30 пользователей могли одновременно войти в совместное информационную среду и обмениваться сообщениями между собой. К 1965 году она стала довольно популярным внутренним инструментом коммуникации в MIT. Появление peer-to-peer протокола в 1970-х позволило подключать различных пользователей к одному и тому же компьютеру, обмениваться данными, и переключаться между различными пользователями одного и того же компьютера.
В 1980 запускается Zephyr Notification Service и так называемый «проект Athena». Он использовал Unix для работы с сообщениями пользователей. Некоторые научные организации в США в начале «десятых» годов XXI века всё ещё продолжали использовать эту систему для обмена письмами и сообщениями.
В тот же период появилась система так называемых «досок для общения» — BBS. Пользователям достаточно было воспользоваться программой-терминалом для того, чтобы загружать файлы и обмениваться прямыми сообщениями с другими пользователями.
Чем отличались мессенджеры того времени
Они были исключительно текстовыми, рассчитанными на медленную скорость соединения с интернетом и могли работать только со стационарными ПК.
В 1982 году Commodore International выпустила собственный компьютер Commodore 64 PC. Он включал в себя интернет-сервис Q-Link для обмена сообщениями. Оплата за использование сервисов была ежемесячной. Впоследствии этот сервис превратился в почтовый и чат-сервис AOL.Как меняется ландшафт коммуникационных программ в 1990-х
История мессенджеров в виде универсальных настольных приложений, а не систем с ограниченным доступом, начинается 1996 года. Именно тогда израильская компания Mirabilis запустила ICQ. Отличием этой программы стали многопользовательские чаты, поддержка передачи файлов, поиск по базе пользователей и ряд других опций, которых раньше не было в мессенджерах 1980-х годов. AOL приобрела Mirabilis и ICQ в 1998 году, а затем перепродала сервис компании Digital Sky Technologies в 2010 году.
Далее мессенджеры начали появляться на рынке, как грибы после летнего ливня. Собственные разработки презентовали в Yahoo (Yahoo! Messenger), Pidgin. В игру включилась даже компания Билла Гейтса. MSN Messenger был представлен 1999 года, а к 2009 он насчитывал уже более 330 млн активных пользователей ежемесячно.
Отличительной чертой стала мультипротокольнисть и разработка ими собственных платформ и чатов. Однако был в этом и недостаток: если вы хотели мигрировать на другой мессенджер, вы не могли автоматически синхронизировать историю сообщений между устройствами. Также в то время еще не было облачных сервисов и широких возможностей работы с файлами для мобильных пользователей.
В 1997 AOL запустила AIM и первые чат-боты в нем. К 2005 году AIM стал королем рынка мессенджеров с аудиторией в 53 млн. пользователей.Эволюция культуры общения — от аббревиатур в стикеров
Как мы уже с вами выяснили, первые мессенджеры работали исключительно в текстовом режиме. Неудивительно, что культура постоянного общения при ограничении трафика и средств выражения эмоций сформировала ряд аббревиатур в качестве стандартных реакций на определенные типы сообщений. Именно с тех времен и возникли все эти BRB (Be Right Back), LOL (Laugh (ing) Out Loud), OMG (Oh My God / Gosh) и многие другие. Впоследствии, когда скорость интернет-соединения и интерфейсы позволили перейти к графическим элементам, на смену аббревиатурам пришли смайлики и стикеры.
Стикеры появились в 2011 году
Их родиной стала Япония. Там их впервые представили в мессенджере Line. Изначально стикеры представляли собой картинки в аниме-стиле для отображения типичных эмоций при общении или реакций на слова собеседника.
Настоящий взрыв популярности этого дополнения к мессенджерам пришелся на 2014-2015 годы с совершенствованием возможностей для интерактивного общения через Viber, Telegram, Facebook Messenger. Визуализация человеческих эмоций и слов произошла благодаря бурному развитию мобильных сервисов и 3G- / 4G-связи.
Новый поворот культуры мессенджеров в «нулевых» и «десятых».Что происходит с развитием скоростей интернета и мобильного онлайн-доступа?
Изменения в восприятии мессенджеров, как средства коммуникации наступили в момент, когда скорости и стабильность работы беспроводных сетей позволили людям общаться не только за монитором компьютера или экраном ноутбука. После ряда тестовых попыток в 2010-х почти все основные мессенджеры (от Skype и Facebook до более экзотических в наших краях Line и WeChat) запустили собственные версии для мобильных браузеров или отдельные приложения для смартфонов.
А все это произошло благодаря появлению iPhone от Apple и смартфонов на ОС Android от Google. Настоящую революцию совершил WhatsApp, созданный потомком эмигрантов из Украины Яном Борисовичем Кумом и экс-инженером Yahoo Брайаном Актон. Этот мессенджер стал первым кто, имел привязку к номеру мобильного телефона и первым получил поддержку push-уведомлений для смартфонов Apple. Впоследствии этот мессенджер выкупила компания Марка Цукерберга.
По планете начали шагать сначала 3G, а впоследствии и 4G-сети
2009-2010 годы стали настоящим бумом для мобильности общения. И снова передовыми странами в этой сфере стали Япония, Южная Корея и Китай. Там мобильные операторы всячески способствовали появлению дополнительных услуг в этих мессенджерах. Например, Line и WeChat превратились в настоящие очаги мобильной коммерции, где заказ услуг прямо в мобильном приложении происходил одновременно с общением.
Что меняется в вопросах защищенности коммуникаций
Требования к уровню защиты информации начали расти с увеличением количества хакерских атак не только на крупные технологические компании, но и на рядовых пользователей. После разоблачения Сноуденом фактов прослушивания спецслужбами рядовых граждан США все, кто пользуются мобильными мессенджерами, сразу стали уделять внимание личной безопасности данных и защите информации. Именно поэтому на рынке появился ряд мессенджеров, которые используют полное или частичное шифрование сообщений, файлов, фотографий или видео, которые вы пересылаете другим людям.
Кроме собственно шифрования, также появилась опция самоуничтожения сообщений и целых чатов и даже блокирование возможностей для скриншотов. Мессенджеры Wickr, Wiper и ряд аналогов предлагают именно такие супервозможности. А вот Facebook Messenger, WhatsApp, и Telegram просто заявляют о защите данных от взлома, работая исключительно через https-соединение.
На этом, конечно же, эволюция мессенджеров не заканчивается, а продолжается…