История о том, как настоящий боевой танк самостоятельно летал, кажется фантастикой. Тем не менее это не выдумка или байка, а реальный проект, реализованный конструкторами СССР во время Второй мировой войны. Танк, действительно, взлетел! Конструкторам пришлось преодолеть немало технических трудностей, чтобы достичь этого результата. Вообще, сначала идея «летающего танка» появилась не в Советском Союзе, а за рубежом в 1932 году.
Инженер Джордж Уолтер Кристи из США отлично понимал, что огромная ударная мощь танков может потребоваться за сотни километров от места их базирования. Но добраться туда они могут слишком поздно. Перевозка боевых машин специальными танковозами проблему не решала, а транспортная авиация не могла обеспечить доставку многотонных машин. Танки, способные самостоятельно долететь до нужной точки на карте и вступить в бой, были бы отличным решением. Но ему так и не удалось доказать военным все преимущества «летающего танка».
Он взялся за реализацию этого проекта самостоятельно, но терпел неудачу за неудачей. Его танк был выполнен из алюминиевого сплава и не имел башни. Силовая установка должна была приводить в движение колесно-гусеничную ходовую часть и пропеллер. Несовершенство технологий того времени стало еще одним препятствием на пути Кристи. Его танк так и не взлетел, зато идея понравилась инженерам из СССР, выступавшими в качестве консультантов у американца. Инициатива перешла к инженеру Михаилу Смалько.
Его танк имел принципиальные отличия от танка Кристи. У него были складные крылья, выдвижной хвост и пропеллер в передней части. В качестве вооружения предполагалось использовать пулеметы крупного калибра. Проект был интересным, но в силу ряда причин и от него отказались. К идее «летающего танка» вернулись только в 1941 году, когда враг уже надвигался на столицу нашей Родины город Москву. На этот раз в работу включилось КБ Антонова, а проект стал инициативой правительства.
В результате уже осенью 1942 года штатный советский танк Т-60 успешно взлетел в небо. Его максимально облегчили. Крылья сделали из дерева. Но даже при такой компоновке вес машины достиг 7.5 тонн. Конструкция с бипланными крыльями не оснащалась двигателем, но предполагала разгон самолетом до нужной скорости. Для этой цели подошел бомбардировщик ТБ-3, оснащенный мощными форсированными двигателями. Он сумел с трудом разогнать танк, который оторвался от земли.
Но, затем, последовал курьез. Пилоту «летающего танка» пришлось садиться на аэродром в Быково, персонал которого не был предупрежден об испытаниях. Его успешно взяли в плен сразу после посадки, хотя могли и попросту сбить на подлете. На этом проект был закрыт.