ИИ-алгоритм находит параллели в живописи

Изобразительное искусство, предстающее перед нами в настоящем, открывает шторку над прошлым, или даже будущим. С его помощью мы можем увидеть чуть больше и чуть под другим углом. Хорошая картина может долго подпитывать нас своей выразительностью, внушать уважение, или заставлять проникаться другими теплыми чувствами к автору и той атмосфере, что передает холст.

Многие уверены, что каждая картина уникальна. Однако, это не совсем так. В искусстве часто встречаются параллели. Музеи и галереи с их запасниками хранят столько картин, что изучить и сопоставить их просто невозможно, как невозможно объять всю историю человечества. Речь не идет о тех случаях, когда сходство очевидно и бросается в глаза. Существуют картины, изображающие совершенно разное, так близкие по стилистике и манере письма, хотя все они относятся к разным эпохам и принадлежат кисти разных мастеров.

ИИ-алгоритм находит параллели в живописи
Фото holidaybays.com

Команда исследователей, представленная учеными из научного центра Массачусета и американской компании Microsoft, разработала новый алгоритм, позволяющий выявлять скрытые связи между картинами. Он был впервые опробован на анализе экспонатов амстердамского Государственного музея Музее  и музея искусств Метрополитен. Оказалось, что новая методика сравнения позволяет выявлять не только «парные» картины, но и близкие друг другу по духу.

В качестве примера можно привести две не похожие, на первый взгляд, картины «Грозный Лебедь» Ян Асселина и «Мученичество святого Серапиона» кисти мастера Франсиско де Зурбарана. Обе картины пропитаны альтруизмом и очень похожи. Точно известно, что их авторы никогда не видели друг друга, а такое сходство указывает на идейную близость. Работа самого алгоритма сложна, но блестящие результаты показывают, что ученые работали в правильном направлении.


Следите за нашими статьями в Telegam, Дзен, VK и OK
Exit mobile version