Ученые активно ищут способы снижения углеродного следа. Один из них – применение новых видов топлива для силовых установок. Встречаются и совсем уже необычные решения. Например, в Австралии в 2021 году стартовал эксперимент по применению аммиака в качестве топлива на грузовом морском судне. Для этого был специально построен корабль «Fortescue Green Pioneer», сошедший со стапелей в 2022 году. А недавно на его борт было доставлено 3 тонны аммиака, чтобы на практике оценить все его плюсы и минусы в качестве сгораемого топлива в штатных двигателях судна.
Эксперимент заинтересовал и журналистов, которые начали пристально следить за его развитием. Прежде всего, они отмечают, что обращение с аммиаком требует особой осторожности. Весь экипаж прошел обучение по работе с этим веществом, что потребовало дополнительных затрат времени. Кроме того, учеными была разработана оценочная модель, позволяющая понимать масштаб последствий после непреднамеренной утечки аммиака. Специалисты постарались учесть все возможные риски для людей и живой природы в случае катастрофы. Также разработаны карты, позволяющие минимизировать последствия для здоровья персонала при несчастных случаях с аммиаком.
Подчеркивается, что аммиак отличатся высокой отравляющей опасностью. В то же время его проще хранить, нежели водород. И все же риски несопоставимы с возможной выгодой и снижением углеродного следа морских перевозок. Если аммиак попадет в океан, это будет означать масштабную экологическую катастрофу на много лет. Даже успех использования топлива на основе аммиака на дном отдельно взятом корабле не может оправдывать его промышленного применения в отрасли. Кроме того, есть и ряд технических сложностей, которые «играют против» аммиака.
Для корректной работы аммиачно-дизельных двигателей требуется поддерживать высокую температуру в цилиндрах. Реализовать такой режим на практике очень затратно. Проблема решается использованием раствора аммиака, но тогда в выхлопе появляются выбросы, что обнуляет саму идею использования аммиака. Другой подход, когда аммиак пропускается через топливный элемент и расщепляется на воду и азот, более интересен. Но он требует установки электродвигателей взамен дизелей. Компания Amogy из Бруклина планировала испытать буксир, работающий на этом принципе, в 2023 году, но сейчас этот проект «забуксовал».
Тем временем российские ученые предлагают получать топливо из воды!