«Герань — беспилотник года». Немного истории и в чем его «фишка»?
Как оружие беспилотные летательные аппараты начали использоваться сравнительно недавно. Сначала их эффективность была невысока, как и летные характеристики. Их считали «просто игрушками», но теперь так уже никто так не думает. БПЛА стали грозным оружием, способным, как наносить высокоточные мощные удары по объектам противника и уничтожать боевую технику и живую силу, так и качественно выполнять сбор разведывательных данных. Ключевым преимуществом дронов стала их способность «просачиваться» через самые современные системы ПРО и выполнять поставленные боевые задачи.
Если говорить о БПЛА в свете продолжающейся спецоперации на Украине, то безусловным героем стал беспилотник «Герань-2», имеющий непростую историю. В западных источниках о нем, вообще, ничего не пишут. Видимо кураторы той же Википедии организуют работу так, чтобы освещать с «лучшей стороны» военные достижения только западных стран, умалчивая и считая «неважным» достижения остального мира. Но, несмотря на все это, о «Герани-2» нельзя не говорить. И говорят об этих беспилотниках не только у нас, но и на Западе, ведь они доставили немало хлопот именно иностранным военным.
Вообще, БПЛА, называемый «Герань-2», имеет и несколько других имен. Его называют Shahed 136 и Toofan, Waeed и «убийца Aramco». Некоторые же именуют его не иначе, как «адским мопедом» за характерный звук работающего двигателя, действительно, аналогичному звуку двигателя мопеда. Оригинальная версия была разработана в Иране аэрокосмической корпорацией Shahed Aviation Industries Center. В течение целых восьми лет бренд безуспешно пытался найти покупателей на него. Антиреклама Запада и пиар собственных аналогичных разработок делали свое дело – БПЛА был не востребован.
Затем, в Иране приняли верное решение и рассудили, что лучшей рекламой для оружия может быть только его реальное использование в военных действиях. Дрон начали поставлять небольшими партиями на Ближний Восток. За небольшой промежуток времени он стал популярным, а успехи, достигнутые с его помощью, оказались более, чем впечатляющими. Пожалуй, самым чувствительным стал удар по заводу отрасли нефтепереработки Saudi Aramco в Саудовской Аравии осенью 2019 года. Тогда 18 дронов, преодолев многоуровневую систему ПРО, превратили его в руины.
Важными преимуществами иранских беспилотников можно считать их дешевизну и простоту конструкции. Так, например, их можно собирать из узлов и компонентов прямо гараже. На этом фоне слухи о том, что «Герани» собирают где-то в Киргизии уже не кажутся небылицами. Кроме того, начинка БПЛА довольно проста и оценивается в менее, чем 15 000 долларов. Это не идет ни в какое сравнение с беспилотниками американского производства, имеющих схожие или даже худшие возможности, но стоящие сотни тысяч долларов.
С учетом всего этого и того, что для запуска «Гераней» не требуются какие-то «супер условия», а достаточно фуры или емкого пикапа со сравнительно простой пусковой платформой, эти БПЛА можно смело считать «беспилотниками года». При этом их конструкция все время улучшается, а характеристики становятся все более высокими. Стоит отметить, что в России есть и собственные беспилотники, заслуживающие внимания. Например, БПЛА «Ланцет», хорошо показавший себя в качестве высокоточного оружия в СВО. Но, судя по всему, его триумф еще впереди.