Для чего искусственному интеллекту эмоции?
Что такое искусственный интеллект (ИИ) в самом общем виде знают, наверное, все. Но не все знают, что он ближе к нам, чем кажется. Так, в 80% современных устройств он присутствует в том или ином виде. В последнее десятилетие возможности ИИ значительно расширились. Теперь нейросети научились не только рассуждать и обучаться, но и принимать решения самостоятельно. ИИ во многом подражает человеческому интеллекту, но пока не может соперничать с ним по целому ряду показателей.
Специалисты отрасли уверены, что развитие ИИ вот-вот выйдет на новый уровень. Уже скоро появятся технологии, которые будут реализовывать возможность прямого общения ИИ и человека. Но на пути такого непринужденного общения есть важное препятствие – искусственный разум лишен эмоций. Людям очень важна эмоциональная составляющая при установлении взаимодействия. Благодаря ей контакт становится более доверительным. Перед учеными поставлена задача «привить» ИИ эмоции. Машины должны научиться распознавать эмоции и реагировать на них так, как это делают люди.
Понимание необходимости сделать ИИ более эмоциональным начало приходить к людям в 2000 годы. Первопроходцем стала компания Майкрософт, разработавшее в 2015 году приложение, которое «умело» с удивительной точностью распознавать настроение людей по их фотографиям. Ее работа была построена на микро изменениях в мимике. Современные ИИ гораздо более совершенны и анализируют целый набор вербальных и невербальных данных. В этот список входит не только мимика, но и жестикуляция и даже голос. Применение эта технология находит, прежде всего, в играх.
Разработчики получили возможность устанавливать с игроком «обратную связь». Например, можно менять детали сюжета игры в зависимости от настроения геймера. Также есть возможность манипулировать сложностью, принимая во внимание уровень стресса игрока. В самых «продвинутых» играх ИИ использует выражения лиц игроков для анимации персонажей. Но, на самом деле, применение этой уникальной технологии гораздо шире. Например, с ее приходом появилось и понятие нейромаркетинга. Главным образом это демонстрация рекламы в соответствии с эмоциональным настроением пользователя.
Не менее важен и такой сценарий использования анализа эмоций, как сфера безопасности. Технология позволяет оперативно выявлять тех, кто нервничает, проявляет беспокойство без видимых причин. «Эмоциональный ИИ» может быть внедрен и в автомобили для помощи водителю. В нужный момент он включит музыку и напомнит о том, что пора отдохнуть.