В последние несколько десятилетий родители объясняют снижение у детей интереса к учебе погружением в игры и интернет-сервисы. Им хочется видеть своих чад прилежными учениками, которые старательно выполняют задания и всегда стремятся получать хорошие оценки. Но ни игры, ни интернет, кроме случаев, когда у ребенка развивается стойкая зависимость, не могут заставить его учиться хуже. Более того, дети практически всех поколений могли начинать учиться хуже. И это прослеживалось даже тогда, когда про компьютеры, игры и интернет никто не знал – их просто не было.
Например, в первой половине 20 века подобное мнение было о… шахматах. Появилось даже исследование, что дети, увлекающиеся этой древней индийской игрой, могут подвергаться губительному влиянию. Главными проблемами считалось долгое и неподвижное сидение за столом, отсутствие живого общения, сосредоточенность в течение продолжительного времени. А наибольший негатив, по мнению его авторов, дети испытывали в случае проигрыша. Родителям рекомендовалось мотивировать детей на более свойственное их возрасту времяпрепровождение. Но нельзя не отметить пользу шахмат. Игра развивает внимание и математическое мышление, расширяет кругозор и улучшает реакцию.
Сейчас дети повально увлекаются смартфонами и это вызывает негативную реакцию родителей и учителей. При этом многие из них говорят, что дети чураются книг. А вот в 19 веке книги играли такую же роль в воспитании, как сейчас смартфоны. Дети буквально «проглатывали» книги! Немудрено, что тут же появились рекомендации, которые предписывали ограничивать доступ к книгам, ведь длительное чтение ухудшает зрение. Кроме того, некоторые книги развивали фантазию, которая по мере взросления становилась вольнодумством. Преподаватели и родители не лишали детей книг, но позволяли читать лишь те, что «учат только хорошему».
Если обратиться к истории Средних веков, то можно найти свидетельства совсем несуразных запретов. Например, младенцы не должны были ходить на четвереньках. Набожные родители должны были следить, чтобы дети даже в самом нежном возрасте ходили «правильно». Так появились ходунки. Считалось, что хождение на четырех ногах, подобно зверям, развивает в маленьком человеке нечто звериное. А в Древней Греции и Риме взрослые внимательно следили за тем, как дети играют. Им запрещалось менять правила игр на ходу. Считалось, что это будет развивать фантазию и может стать причиной непослушания во взрослой жизни.
У многих народов Земли есть общая особенность – детей нельзя было хвалить! Ругать, пожалуйста, а вот поощрить, ни в коем разе. Полагалось, что похвалы развивают такое качество как гордость. Это могло испортить их характер и стать причиной проблем и конфликтов.