Альфия Латыпова, старший инженер по работе с данными, ЗАО Лаборатория Касперского, руководитель проекта «Спаси вперед»
Что такое терапевтический чат-бот?
Есть ли психолог на основе Искусственного интеллекта?
Возможно, вам интересно, как приложения и чат-боты с искусственным интеллектом (ИИ) используются для оказания помощи людям в решении их проблем с психическим здоровьем. Технология ИИ может предоставить полезные советы и помощь для тех, кто испытывает одиночество, социальную изоляцию и проблемы с психическим здоровьем.
Однако это также может вызвать проблемы. В этой статье мы рассмотрим плюсы и минусы консультаций с ИИ и пообщаемся с нашумевшим ChatGPT.
Во-первых, что такое терапевтический чат-бот?
Терапевтический чат-бот – чат, имитирующий разговор с человеком на базе ИИ, созданный для содействия психологам и психотерапевтам в улучшении самочувствия клиентов, страдающих психологическими стрессами и расстройствами. Сегодня доступно и используется множество различных чат-ботов и приложений с ИИ, такие как Wysa, Woebot, «психолог Лея с ИИ», «Фил» и «Эби» и другие.
Некоторые первоначальные исследования показывают, что люди, взаимодействующие с этими чат-ботами, в основном чувствуют себя комфортно и довольны своим взаимодействием с машинами.
Например, в исследовании 2019-2020 года, в котором принимало участие около 8 тысяч человек, испытывающие социальную изоляцию и одиночество, о которых они сами сообщили, они взаимодействовали с помощью текстовых сообщений с чат-ботом. Исследование показало, что большинство пользователей сообщили, что они удовлетворены и порекомендовали бы чат-бота другу или коллеге.
ИИ расширяет доступ к услугам в области психического здоровья. Часто бывает трудно найти психологов, которые будут на одной волне с пациентом, человек не может собраться с духом и обратиться к специалисту. Если человеку нужно немедленно поговорить со специалистом в области психического здоровья, и он не может записаться на прием, чат-бот с искусственным интеллектом, такой как ChatGPT, может предоставить им немедленный доступ к поддержке в области психического здоровья, когда они в ней нуждаются.
Чат-бот является полезным инструментом и может обеспечить лучшую, более актуальную поддержку. Однако чаты не должны заменять индивидуальную терапию, медикаментозное лечение или другие важные аспекты психиатрической помощи.
Давайте проконсультируемся с ChatGPT
Про первичном обращении с проблемой депрессии ChatGPT вначале предупреждает:
«К сожалению, как модель я не могу предоставить полноценной поддержки и помощи в лечении депрессии, поскольку это требует индивидуального подхода и медицинских знаний. Однако я могу дать некоторые общие советы и направления, которые могут помочь вам начать путь к выздоровлению».
Далее предоставляет список рекомендаций и советов.
И в одном из советов также предлагает: «Обратитесь за помощью к специалисту: Если вы чувствуете, что не можете справиться со своими проблемами самостоятельно, обратитесь за помощью к психотерапевту или психиатру. Они могут предложить вам эффективные методы лечения, включая терапию и лекарства.»
В конце добавит: «Если у вас есть дополнительные вопросы или вы чувствуете, что не можете справиться самостоятельно, обратитесь за помощью к профессионалам.».
Как видим ChatGPT дает нам знать, что, если случай тяжелый и вы находитесь в тревожном состоянии, он не может помочь и просит обратиться к соответствующему специалисту.
ChatGPT как и многие другие чат-боты предоставляет информацию пользователю без прямой оценки со стороны медицинского или психиатрического специалиста. Поэтому те, кто использует их для оказания психиатрических услуг, могут не получать того же уровня помощи и уровень правовой защиты, которые они получали бы от квалифицированного психолога или психотерапевта, что может означать, что люди могут не получать необходимую им поддержку.
Консультируясь с чат-ботом, клиент не получает обратную связь от человека. Часто это важно, потому что обратная связь позволяет пользователю учиться на своих ошибках и корректировать свое поведение по ходу дела. Без обратной связи с человеком пользователь может не знать о своих ошибках и не иметь возможности учиться на них и совершенствовать свои навыки.
Очевидно, что чат-боты и приложения с ИИ имеют как преимущества, так и недостатки, и необходимы дополнительные исследования. Большим преимуществом чат-ботов является, что клиент не чувствует стеснение и чувства осуждения. Некоторым людям удобнее общаться с машиной, чем с человеком. Также чат-бот доступен 24/7, если тревожность человека настигла внезапно, он может оперативно получить психологическую помощь.
Важно использовать свое собственное мнение, прежде чем использовать или рекомендовать чат-бота или приложение с ИИ и тщательно взвесить все «за» и «против» и принять решение о том, получать консультацию у ИИ или нет, исходя из индивидуальных потребностей.