Американская компания Shield AI представила новый летательный аппарат X-BAT, способный совершать вертикальный взлет и посадку. Эта особенность позволяет ему работать в условиях отсутствия аэродромной инфраструктуры — с палуб кораблей, небольших островных территорий или ограниченных площадок, недоступных для обычной авиации. Ключевым преимуществом разработки стало сочетание вертикального взлета с впечатляющей дальностью полета 3700 километров при полной боевой нагрузке. Дальнейшие перспективы аппарата станут понятны по результатам испытаний.
Многофункциональность составляет другую важную особенность аппарата. Он способен решать широкий круг задач, включая нанесение ударов, перехват целей, ведение разведки, радиоэлектронную борьбу и патрулирование. При этом компактные размеры позволяют разместить три таких машины в пространстве, занимаемом одним обычным самолетом, что существенно повышает оперативную гибкость авиационной группы. Управление осуществляется через систему Hivemind — интеллектуальную платформу на основе искусственного интеллекта, обеспечивающую автономную работу без постоянного контроля оператора.
Конструкторы оснастили X-BAT силовой установкой, мощность которой сопоставима с реактивными истребителями, сохранив при этом простоту обслуживания. Машина позиционируется как доступный легкий самолет, утрата которого не будет критичной, но при этом сохраняющий показатели, близкие к технике высшего класса. Затраты на его производство и эксплуатацию существенно ниже, чем у истребителей пятого поколения. Помимо военного применения, рассматривается и гражданское использование автономной версии X-BAT, включая доставку грузов в труднодоступные регионы, участие в спасательных операциях и мониторинг территорий.
Тем временем в Америке строят самый большой в мире грузовой военный самолет.
